Статья с размышлениями о жизни.
В детстве я был нытиком. Да-да, факт. Когда что-то не получалось, когда что-то запрещали, когда нужно было делать что-то общественно-полезное вместо игрушек или развлечений - я часто начинал ныть.
Я не был избалованным ребенком, я был не единственный ребенок в семье. Но ныть, откровенно говоря и как я понял позднее, мне нравилось.
Когда ты ноешь - ты не несешь никакой ответственности. Ты активно ноешь. С тебя нечего взять. Тебе ничего нельзя поручить. Ты - бесполезен для окружающих и для мира. Тебя максимум можно успокаивать или жалеть. Нытику это тоже приятно, когда вокруг тебя носятся и ублажают. Если ныть активно и на людях то тебе могут пойти на уступки, а то и попытаться задобрить. В том числе незнакомые люди, лишь бы ты заткнулся, уже будет плюс.
А еще нытье позволяет выплеснуть эмоции и пожалеть самого себя.
Прекрасно помню момент во втором классе. Пошли зимой с одноклассниками, с кем были на продленке (группа продленного режима в школе, чтобы дети не находились дома без присмотра), пинать мяч на маленьком футбольном поле на школьной территории. В тот день нас было 5, и ровно поделиться было нельзя. Поделились 3 на 2, я был в команде, где было 3 человека. А в другой оказался Олег, мой одноклассник со 2 по 11 класс, потом одногруппник в Казани, потом я был свидетелем на его свадьбе в 2006 году. И до сих пор общаемся.
Так вот, Олег даже в те времена очень быстро бегал. Ну вот такой у него врожденный талант. Ему, вроде бы, до сих пор принадлежит рекорд гимназии в беге на 100 метров. В 11 классе весной он пробежал 100 метров за 11,2 секунды., это задокументированный факт. Сам он потом говорил, что ему помогал сильный попутный ветер. Но факт остается фактом. Я, если не путаю, в то время пробегал за 12,8. Мы оба в 10-11 классе входили в сборную гимназии по футболу. А он еще и по баскетболу. И будучи ростом даже ниже меня (я 171), он периодически забивал мячи в кольцо сверху. Допрыгивая. Мне как бы все равно, верите вы или нет. Факт.
Но вернемся во 2 класс. На снегу, да еще у детей, особой техники или командной игры, как все понимают, - не бывает. Пнули, и бежим толпой до ворот, кто быстрее. Олег был быстрее. Сильно быстрее. Быстрее вообще всех. Всегда.
Когда вы выиграете толпой, например 10 на 10, то места мало, особо не разбежишься. Да и мяч постоянно отлетает, рикошетит, в кого-то попадает. Своего рода пинбол с футбольным мячом. В таких людных матчах Олег себя и свою скорость не мог особо проявить и в толпе особо не выделялся. Но в тот раз игра была 3 на 2 и места было ОЧЕНЬ много.
Если мяч был у тебя, ты пинаешь вперед, и пробуешь обогнать Олега - он был быстрее и забирал мяч себе. Если мяч был у него, просто пинал мяч мимо тебя и твоих напарников и бежал к воротам, сильно быстрее. Вратари, понятное дело, были просто столбами в воротах. Поэтому 9 из 10 убеганий заканчивались голами. А мы, в свою очередь, просто не могли добежать с мячом к чужим воротам.
Буквально за полчаса счет был где-то 25-1. Один гол мы все-таки закатали через пас на середине матча, когда Олег устал. А потом он отдохнул и продолжил. И самый стрем был, что нас в поле было 3 против 1, т.к. второй игрок стоял на воротах и максимум доходил до середины поля. Олег на воротах, кстати, не стоял почти никогда, ибо он был основной ударной силой любой команды во всех классах, всегда.
И вот в очередной раз мяч у нас. Я даже хорошо прокинул его мимо Олега и помчался поковылял к воротам. Но через 2 секунды он меня догнал и снова был передо мной. Я каким-то чудом смог снова пропнуть мяч и пробиться вперед еще на 2 метра. Олег снова меня догнал, как тень. И в этот раз уже отобрал мяч, и легко пропнул его мимо меня. И побежал.
Я попытался его остановить уже просто схватив руками, типа заработать штрафной. Но он бежал прям со мной, вцепившимся в его руку, а я скользил по снегу, уперевшись в своих сапогах с абсолютно лысой подошвой. И в какой-то момент споткнулся, шлепнулся и слегка ударился носом о снег. В целом было не больно. Но было жутко обидно и ощущение полного бессилия. И я заревел, заныл.
Слезы, по сути, были лишь проявлением внутренних эмоций, не более. Основным было состояние бессилия, бесполезности, внутренней злобы на все: на мир, на себя, на сапоги, на Олега, на "несправедливое" разделение (почему не я в его команде), на снег, на зиму, на напарников, на "тупого" вратаря, на скользкий мяч.
Но вот тут вопрос: а помогло?.. Да нет. Кстати, и жалеть меня никто не пришел: пацаны постояли, посмотрели, взяли мяч и пошли назад в класс, оставив реветь на снегу. Нытиков в пацанских коллективов не любят. А я лежал и ревел от жалости к себе и своей беспомощности что-то сделать, чтобы победить. Но, еще раз: этот рев вообще ничего не менял, просто нытье, потому что это единственное, что я мог.
До конца 9-го класса включительно я играть в футбол так толком и не умел. В целом, я был таким же бесполезным нытиком. С 3 по 9 классы я учился в гимназии в классах с раздельным обучением. У нас был класс "А", только мальчики. И был класс "Б", только девочки. На 10-11 классы уже вводилось проф.направление: математический, лингвистический, гуманитарный классы. И там соединяли мальчиков и девочек по выбранному направлению. Но до 9го класса были только парни, в количестве 24-27 человек в разные годы.
На физ-ре мы в 90% случаев, кроме периода зимних лыж, играли в футбол. Выбирались 2 капитана, Олег, как можно догадаться, всегда был одним из них. Дальше каждый по очереди брал себе в команду кого-то из присутствующих одноклассников. Меня всегда брали или последним, или предпоследним, если приходил еще один парень в очках, Роман. Очки, которые были дорогие, тем более в 90е, за все годы обучения ему били на футболе регулярно. Поэтому в старших классах он играл строго без очков и нифига не видел. Мог запросто промазать по мячу, пнуть мяч сопернику или даже снести своего же тиммейта. В воротах он тоже был бесполезен и мог отбить только мяч, попавший прямо в него. Вот его всегда брали последним, если он был. Или меня, если его не было. Такой вот скилл...
Ныть в то время я стал реже, ибо все же стремно. Но иногда мог поддаться чувству жалости к себе и беспомощности на что-то повлиять. В играх я всегда стоял в защите, ибо в нападении был бесполезен, даже не мог принять толком мяч, не говоря уж про удар по воротам или хороший пас. Но и в защите меня легко обыгрывали 3-4 раза из 5. Обычно только если нападающий сам ошибался, я мог мяч выбить абы куда.
Как я писал, как раз в конце 9го класса я неожиданно увлекся футболом и у меня появился любимый клуб Интер. Я просмотрел все матчи ЧМ-98, и летом принял решение тренироваться, сам. Я стал получать огромное удовольствие от игры с мячом, плюс у меня был новый кумир, Роналдо, который был нападающим, однозначно лучшим в то время.
Все лето, несмотря на каникулы, я катался на поле напротив гимназии. Иногда на автобусе, но чаще пешком-бегом. На 2,5 км, а по пути еще заходил на Боровецкий родник и набирал 1,5 литровую бутылку воды. Отец мне принес какие-то 2 больших шарика от разбитых камазовских подшипников, каждый где-то с полкило. Я их клал в носки, приматывал их, чтоб не болтались, эластичным бинтом. За спину закидывал сумку с мячом и футболкой Роналдо с номером 10, купленную во время поездки в Москву в 1998 году. И бежал на поле. То лето было сухим и жарким.
На поле, после 2,5 км бега, я разматывал эластички и вынимал шарики. После этого в ногах появлялась дикая легкость. На поле я как правило был совсем один. Будни, утро (часов 9-10), народ или работает, или по дачам, или в отпусках. А я тренировался.
Ворота были большие, железные и без сетки. Пиная мяч в ворота, после ты однозначно должен был бежать за ним, куда б он не улетел. Неважно, попал ты в ворота или промазал. В этих условиях интереснее все же было чаще попадать. Ну и, чтобы не бежать далеко, было разумно пинать не очень сильно. Так выработался мой ударный стиль: несильно, но очень точно. Из статики я гарантированно попадал в створ 4 из 5 в любую погоду. Дождь, жара, пыль, снег, грязь, туман. Мог и 9 из 10.
После отработки ударов по воротам, я начинал делать всякие упражнения, которые видел на кассете с записями итальянского чемпионата. Там помимо обзора матчей мелькали кадры с разминок, тренировок, какие-то тактические разборы. Вот это все я и взял на вооружение. Обводил сумку и бутылки. Играл в стенку со штангой. Бил в падении через себя. Набивал мячик всеми частями тела. Разворачивался и бил из неудобных позиций и против ветра. Делал ускорения и пробежки с ведением мяча на скорости.
На выходных на поле периодически приходили какие-то группы/компании парней и мужиков, и как правило меня брали поиграть с ними. Т.к. я для них был незнакомый пацан, никто не знал, что я играть толком не умею. Зато у меня была футболка с фамилией Роналдо. В Челнах тогда даже безымянные клубные футболки-то были редкостью, у нас в классе были такие у 1 или 2х человек. А чтоб с фамилией, да сразу Роналдо... Понятно, что я играл только в нападении.
Справедливости ради, я очень быстро прогрессировал и стал часто забивать. За счет бега с шариками у меня прибавилось и скорости, и выносливости. За счет отработанных упражнений - появилась техника. За счет отработки ударов - я попадал в створ почти всегда, ну а в дворовых командах прыгающих вратарей почти не бывает, поэтому, что летело в створ, то в 90% становилось голом. Прогресс был налицо.
После каникул, в начале 10го класса на первом же уроки физры я дал жару. Несмотря на мою новую футболку и даже вполне футбольные тапки, взяли меня все также предпоследним. Но в этот раз я ушел из защиты и активно пошел в атаку. Помню, что отдал пару голевых пасов и даже забил, не считая прочих полезных действий. Офигели все, включая физрука.
Со второй половины 10го класса я вошел в сборную гимназии, сначала как запасной игрок. В 11 классе уже был в основе. Жаль, что в чемпионате мы заняли 4е место. Проиграли мы в своей группе из 7 команд лишь 1 матч (кстати, там меня физрук почему-то поставил левым защитником и в атаке я почти не участвовал, а кто был в нападении - не забили). В итоге мы заняли в группе второе место. А формат был такой, что первые места групп сразу играли финал, а мы сыграли за 3е место с теми, кто стал вторыми в другой группе. И еще раз проиграли, т.к. были очень расстроены непопаданием в финал и по сути, играли не как команда, а каждый пробовал "тащить" сам.
Ну а весь 10 и 11 класс теперь меня всегда брали или первым, или вторым. Олег меня брал всегда первым, ибо помимо прочих качеств, я обладал еще и отличным видением поля и пониманием ситуации. И мог закинуть мяч за головы защитникам на любимый скоростной прорыв Олега. И его КПД резко возрастало, если в команде был я. Так я стал треквартистой или креативным мозговым футбольным центром. Хотя забивать я тоже продолжил. И стал получать дикое удовольствие от игры, от которой лежал на снегу и ревел во втором классе.
Вот такая история, как я перестал быть нытиком и понял, что нытье ничего не дает и вообще ничего не меняет. Вы сидите в том же болоте и тех же обстоятельствах, к тому же в тоскливом настроении, в неприглядном виде. Возможно, если ваш возраст очень юн, ваше нытье привлечет маму, и она вас погладит по голове и даст титьку (или соску). Во всех остальных возрастах титьку вам точно не дадут, нытье к этому вообще не располагает. Оно так не работает.
Посему, в моей жизни есть принцип, одно из ключевых, фундаментальных правил: если тебя что-то в жизни не устраивает - не ной, а делай, чтобы это изменить. Если ничего не делаешь - не ной, значит тебя все устраивает. Сиди и наслаждайся своим болотом.
В любом случае не ной, это ничего не меняет. Делай!