Найти тему

Запрещать или не запрещать – вот в чем вопрос

И вопрос невероятно сложный. Какое бы решение мы не приняли, у него все равно будут многочисленные критики, которые приведут немало убедительных аргументов. Например, Чеченская Республика находится в особенном положении, поскольку запрет на использование телефонов в школах действует у нас уже много лет. Учитель года 2018 Алихан Динаев делится своим мнением о данном вопросе.
И вопрос невероятно сложный. Какое бы решение мы не приняли, у него все равно будут многочисленные критики, которые приведут немало убедительных аргументов. Например, Чеченская Республика находится в особенном положении, поскольку запрет на использование телефонов в школах действует у нас уже много лет. Учитель года 2018 Алихан Динаев делится своим мнением о данном вопросе.


ГАДЖЕТЫ = ПРОГРЕСС?

Но нужны ли телефоны на уроках? Мне, как учителю, иногда они жизненно необходимы. Почему? Да потому что образование стремительно компьютеризируется. Тенденция цифровизации (информатизации, диджитализации – как вам больше нравится) – одна из главных в сфере образования за последние 20-30 лет. Образовательные ресурсы, обучающие игры и приложения, познавательные сайты и программы – их стало настолько много, что не использовать их сегодня – значит отставать от прогресса и других стран.
После того как на заседании Совета при Президенте РФ по реализации госполитики в сфере защиты семьи и детей прозвучала идея запрета мобильных в школе, по интернету прокатилась лавина скептических, иронических и ехидных комментариев: «Мы только и умеем все запрещать», «Конечно, запретить гораздо легче, чем научить правильно пользоваться смартфонами», «Как повысить качество образования? Запретить телефоны в школах», «И так отстаем от Запада, теперь еще и это». Впрочем, и противоположных мнений высказывается достаточно.
Не все противники запрета телефонов в школах знают, что недавно во Франции запретили их использование. Это решение было даже предвыборным обещанием нынешнего президента страны Э.Макрона. С другой стороны, сторонники запрета не всегда знают, что во французском законе есть исключения – например, разрешается использование гаджетов в образовательных целях (сама школа самостоятельно решает, что под этим понимается).

И вопрос невероятно сложный. -2

ДОЛОЙ ИЛЛЮЗИИ – ИДЕАЛЬНОГО РЕШЕНИЯ НЕТ

Давайте сразу определимся с тем, что половинчатое решение (на уроках нельзя, в перерывах можно) не работает. Избавимся от наивных иллюзий, будто дети не станут вытаскивать телефоны из сумок и использовать их на занятиях. Проделайте такой эксперимент. Положите свой смартфон в сумку и занимайтесь рабочими делами. На сколько минут вас хватит? На какой минуте рука сама потянется за ним? На 7-й или 15-й? Мы, взрослые, зависимы от телефонов. Это факт (или диагноз). И наши дети в этом от нас не отличаются. Осознание того, что телефон рядом, будет постоянным отвлекающим фактором, а то, что плод так сладок, но запретен – источником постоянного стресса.
Интересно, что в 2016 году в Братске проводили эксперимент. 66 школьникам предложили провести один день без гаджета. Продержаться сутки смогли только 5 человек!


АРГУМЕНТ ЗА – КОНТРАРГУМЕНТ ПРОТИВ

1. Можно использовать современные онлайн-ресурсы и обучающие приложения.
Согласен, их много, они крутые, яркие, интересные, полезные. Но ведь можно к ним прибегать дома, их можно использовать с помощью школьных компьютеров или ноутбуков. Так что запрет на смартфоны не означает, что мы вообще лишаем детей и себя этих уникальных возможностей.
2. А вдруг с детьми что-то случится? Они должны быть всегда на связи.
За пределами школы дети и так всегда на связи. Кстати, тот факт, что они не «сидят» в гаджетах во время занятий и перемен дает малозаметный плюс – к концу уроков у телефонов детей наверняка будет зарядка, чтобы при необходимости связаться с родными. Сколько родительских нервов убили разряженные телефоны детей, подсчитать невозможно. И, разумеется, никто не запрещает телефоны учителям. Если потребуется, родители могут позвонить учителю, классному руководителю.
3. Телефоны позволяют заснять случаи неэтичного и противоправного поведения учителей и учеников.
А вот это довольно сильный аргумент. За последний год в России было с десяток случаев, когда в интернете появлялись видео, где учителя бьют или оскорбляют учеников. Не будь этих роликов, мы бы так и не узнали о данных инцидентах, а эти «педагоги» продолжали бы работать в своих школах.
Но с другой стороны, дети гораздо чаще делают видео и фото иного содержания. Такого, где одни школьники издеваются над другими, обижают, унижают. Все это затем часто становится предметом шантажа, травли (буллинга) и может стать причиной серьезных психологических проблем и не только.
4. Хорошо, запретим. А где будете хранить телефоны? Кто будет отвечать за кражу или порчу имущества?
Непростой вопрос. В Чеченской Республике его решают довольно просто, собирая перед началом уроков все телефоны в самую обычную коробку, которую впоследствии классный руководитель хранит в учительской или у себя в кабинете. Вряд ли такой вариант устроит всех детей и родителей в России. Нужна какая-то продуманная система хранения, контроля, выдачи. Это потребует расходов. Будут ли они непосильны для бюджетов школ, муниципалитетов и регионов? Сомневаюсь.
5. Надо не запрещать, а научить культуре поведения в интернете.
Разумный и дельный аргумент. Но возникают вопросы – кто, где и когда должен этому учить? Скорее родители, нежели учителя. А умеют ли родители сами правильно пользоваться гаджетами? Судя по тому, что мы видим вокруг себя, далеко не все. Здесь, кстати, возможен некий компромисс. Учить детей в школе и дома кибербезопасности, культуре применения гаджетов в начальной и основной школе, а разрешать брать с собой только в старшей.


ПОЧЕМУ ЗАПРЕТ ВСЕ-ТАКИ ЛУЧШЕ?

1. Врачи говорят, что максимальное время пользования телефоном детьми составляет около часа. У нынешних детей (и взрослых тоже) это скорее вызовет улыбку. Дети проводят в своих гаджетах в среднем не меньше 3 часов в день. У некоторых эта цифра достигает 6 и даже 8 часов. Запрет даст гарантию, что хотя бы в школе дети проведут несколько часов без смартфонов. Значит, будут меньше портить зрение, осанку и т.д., а ведь у нас и так более половины школьников имеют хронические заболевания.
2. Зная, что у тебя в руках или сумке ключ почти от всех дверей (вопросов), многие просто не хотят думать, запоминать, включать логику и мышление в целом, списывают.
3. Если в классе нет телефонов, значит, нет «гонки вооружений» между детьми. Смартфоны – это не роскошь, а средство общения. Да, безусловно. Но для детей это часто способ показать свой статус, свою «крутизну». Это вызывает зависть, неприязнь, провоцирует конфликты, демонстрирует социальное расслоение на «богатых» и «бедных».
4. Запрет на гаджеты экономит время на уроке. Учителю не нужно делать регулярные замечания нарушителям, не надо вечно напоминать про то, что «телефонами на уроках пользоваться нельзя». И учителя, и ученики, и родители избавляются от головной боли в виде возможных дисциплинарных наказаний из-за того, что дети используют телефоны в нарушение правил.
5. Перерывы снова начнут выполнять свое предназначение. Вместо того чтобы сидеть или стоять, уткнувшись в телефоны, дети могут побегать, поиграть, подышать свежим воздухом во дворе, поболтать друг с другом, познакомиться, пообщаться с учителями…


Ох, и нелегкая это работа –запрещать телефоны, ребята. Даже с политической точки зрения. Кстати, почти 75% россиян, по данным опросов, готовы поддержать это решение. При этом, уверен, что 75% детей (а то и более) будут очень недовольны этим нововведением. К сожалению, это тот случай, когда из двух зол выбирают меньшее. Запрет на телефоны – это зло. Но их наличие в школах – зло еще большее.

Читайте больше статей в газете Хьехархо! https://zen.yandex.ru/profile/editor/id/6005dd0774c42a566f2e237d/601e544c86f4e22208a8405b/edit