В 1867 г., когда было завершено строительство железнодорожного участка Московско-Курской ж.д. от Тулы до Орла, появилась новая небольшая железнодорожная станция - Козлова Засека.
В те времена станция, расположенная "в глубинке" считалась центром местной цивилизации, т.к. в здании вокзала, помимо чисто железнодорожных "структур" размещались почта, телеграф, телефон...
В 3,7 км от станции находилась усадьба "Ясная Поляна", в которой родился, жил и творил великий русский писатель и мыслитель Лев Николаевич Толстой. Несмотря на то, что с конца 70-х годов XIX века у писателя резко изменилось отношение ко многим "житейским проблемам", в том числе и к научно-техническому прогрессу - Толстому часто приходилось бывать на станции Козлова Засека, чтобы получать и отправлять корреспонденцию, звонить по телефону, а иногда даже и путешествовать на поезде, отправляясь в Москву или другие города по неотложным делам.
Конечно же, посещение Толстым станции не оставалось не замеченным, как для станционных служащих, которые уже хорошо его знали, так и для многочисленных "зевак", которые в этот момент находились в пределах железнодорожного объекта. Но все это были "обыденные" визиты известного человека. Неожиданностью для станционных служащих стала телеграмма от 7 ноября 1910 г. о кончине писателя (вскоре эта весть облетела весь мир) и указания по организации встречи спецпоезда с гробом покойного, который будет отправлен со станции Астапово (где скончался Л.Н. Толстой).
8 ноября 1910 г. гроб с телом Л.Н. Толстого был погружен в багажный вагон на станции Астапово,
а
"в 9-ом часу утра поезд подошел к ст. Козлова Засека. Многочисленная толпа встречающих замерла в ожидании. Вот яснопольские крестьяне с венком Толстому, дочь великого писателя Александра Львовна, сын Лев Львович, только что вернувшейся из Парижа, представители города Москвы с цепями на груди, съехавшиеся отовсюду журналисты, фотографы... Еще мгновение, - и из поезда первым, без шапки, выходит на платформу станции граф Сергей Львович. За ним - графиня Софья Андреевна, тяжело опираясь на палку, опустилась на стул и разрыдалась. Дверцы багажного вагона распахнулись; яснопольские крестьяне вместе с сыновьями Толстого вынесли гроб. Он кажется таким странно маленьким и простым, - таким же простым, каким был весь величавый облик почившего патриарха русской литературы."
Траурная процессия, растягиваясь почти на версту, тронулась со станции в Ясную Поляну...
Прошло время...
В 1928 г. станцию (в честь 100-летней годовщины со дня рождения Л.Н. Толстого) из "Козловой Засеки" переименовывают в "Ясную Поляну", а в начале уже нашего века, по инициативе руководства Московской железной дороги, был создан музейно-вокзальный комплекс,
в котором "Козлова Засека" была представлена в своем первоначальном обличии (на момент 1910 г.).
Вот перед нами багажное отделение,
буфет (в котором можно и сегодня что-нибудь перекусить),
На привокзальной площади разместились "Погреба",
рядом с которыми находится колодец (главный источник вокзального водоснабжения во времена Л.Н. Толстого).
Прогуливаясь по перрону станции и не обращая внимания на контактную сеть и др. блага современной цивилизации - временами действительно кажется, что мы оказались в прошлом...
При желании - моно заглянуть и в здание вокзала.
Зал ожидания с пригородными кассой и кассой дальнего следования,
телефонные кабины
и даже кабинет начальника станции -
обустроены в стиле того времени.
Осталось только решить одну небольшую проблему - окончательное переименование станции "Ясная Поляна" в станцию "Козлова Засека". Ведь несмотря на смену надписи на здании вокзала и неоднократные совместные обращения железнодорожников и музейных работников (из музея-усадьбы Л.Н. Толстого "Ясная Поляна") к чиновникам разного уровня (и якобы их положительное решение) до сих пор в "Справочнике станций" под кодом (ЕСР) 213905 числится "Ясная Поляна".
На этом мы завершаем наше знакомство с Козловой Засекой и направляемся в "Ясную Поляну" - родовое имение "пассажира поезда номер 12", который в последние дни своей жизни сказал;" Все мы пассажиры в этой жизни. Только одни входят в свой поезд, а другие, как я — сходят..."
Подписывайтесь на наш канал, чтобы быть всегда в курсе наших последних публикаций.
Источники информации:
1. Журнал "Огонек" №47 1910 г.