Или как войти в зал славы рок-н-ролла, добавив в синти-поп скрежет индастриала.
С момента образования в 1980 году Depeche Mode продали ошеломляющие 100 миллионов пластинок и, с точки зрения успеха и долголетия, находятся на одном уровне с U2 и Rolling Stones.
Но как эта группа парней из Базилдона, городка в английском графстве Эссекс, в конечном итоге стала одной из самых известных групп в мире? Очень вероятно что ничего бы у ребят не получилось. Ведь даже после первого успеха группа могла попросту исчезнуть. Но благодаря сочетанию таких вещей как: оказаться в нужном месте в нужное время, нестандартное музыкальное мышление и отличные мелодии, - не позволили DM слиться с массой одинаковых синити-поповых групп, которых в начале 80-х насчитывалось сотни в европейском шоу-бизнесе.
Итак, обо всём по порядку. В 1981 году Depeche Mode выглядели так, как будто они исчезнут так же быстро, как и появились. После успешного первого альбома "Speak & Spell", клавишник и автор песен Винс Кларк ("Vince Clarke") решил уйти, чтобы создать Yazoo, а потом Erasure. В дебютном лонгплее Кларк написал все песни кроме двух.
Однако уход главной творческой силы не сгубил группу. Ведь те две песни "Tora! Tora! Tora!" и "Big Muff" все-таки написал Мартин Гор и он же продолжил эту работу. А место Винса за клавишами занял Алан Уайлдер.
Уже в первом альбоме можно почувствовать, что у группы есть нечто большее, чем простые синтезаторные мелодии и драматик-вокал, контрастирующий с позитивистскими текстами. В композиции "Nodisco" Depeche Mode послали настолько мощный сигнал "Это не диско, но ты можешь танцевать", что тысячи ребят от Берлина и до Москвы надели кожаные куртки и синие джинсы, и понеслось вечное "Нажми на кнопку - получишь результат".
Уже через год LP "A Broken Frame" показал направление движения группы в сторону от мейнстрима. Если на "Speak & Spell" в открывающей альбом песне DM оптимистично распевали о "новой жизни" ("New Life"), то второй лонгплей уже начинается с того, что все будет не так хорошо, как мы думаем: "Мы достигли полной остановки, ничто не спасет нас от грандиозного падения". А дальше вообще полная безысходность "Если бы я мог остановить это, я бы сделал это". "Уход в тишину" ("Leave In Silence") - это нечто иное, как переход в иную действительность.
Группа постепенно отошла от поп-корней и начала экспериментировать с индустриальными битами и более содержательными текстами.
У группы появилось третье измерение - смысловое. Компонент, который придал устойчивость и фундамент, на котором обычно появляется фанатская база, из числа тех, кто уловил для себя важные слова и строчки, способные стать лейт-мотивом всей жизни. Ничего подобно у волшебника поп-сцены Винса Кларка не было и не будет никогда. Плоский поп-мирок не мог вместить в себя идеи Гора, Гаана и Флэтчера. Похоть, экология, война и ...мухи на лобовых стеклах - все это нашло отражение в песнях группы, что заметно расширило круг их слушателей, особенно в США.
Последующие четыре альбома включая топовый "Music for the Masses" (1987) DM оттачивали найденный стиль - electro-new wawe - до степени совершенства. Если брать 80-е, то шестой студийный лонгплей Депешей можно внести в Топ-10 за десятилетие. В какой-то момент в жизни группы появился нидерландский фотограф, который в буквальном сделал Depeche Mode в наших глазах иконами. Сотрудничество с Антоном Корбайном (или Корбиным, Anton Corbijn) заслуживает отдельного исследования.
С наступлением девяностых группа записала, возможно, два своих величайших альбома. "Violator" 1990 года стал пиком пост-панк-синти-поп эпохи (по терминологии журнала Slant), а "Songs Of Faith And Devotion" в 1993-м - оформил их отношения с рок-музкой уже по-настоящему.
Когда прозвучали "Personal Jesus" и "Enjoy The Silens", похоже все забыли, что DM записали перед этим шесть номерных альбомов. Настолько другим показалось творчество английских электронщиков.
В 90-е Depeche Mode перешли с мощным заявлением - мы по-прежнему здесь главные, и по-прежнему нашу визионистскую историю пишет Антон Корбайн. Звучание группы становилось все более холодным и пластичным, как строительная арматура. Индустриализация пришла в музыку группы всерьез и на долго, сварив лицо группы из фрагментов промышленного шума и отголосков мрачных кварталов на окраинах Парижа.
Работа 1993 года "Songs Of Faith And Devotion" подтвердила значимость DM в мире музыки. С первого же трека Dave Gahan демонстрирует суровый рок-вокал. Мартин Гор создает пронзительные гитарные риффы. Кажется что из "Songs Of Faith And Devotion" вышел весь последующий мейнсмтрим рок на планете. Важно отринуть сами синтезаторы, но оставить различные компьютерные примочки. Что собственно и делают современные рокеры до сих пор.
В 1995 году, Уайлдер не выдержал гастрольного напряжения почти двухгодичного тура и явных злоупотреблений вредными привычками Дэйва, и ушел, забрав с собой небольшой кусочек атмосферы группы. Несмотря на очередную творческую потерю, Depeche Mode выпустили еще несколько альбомов и по-прежнему склонны к вспышкам гениальности.
7 ноября 2020 года группа была введена в Зал славы рок-н-ролла.