Главным итогом насыщенного встречами визита делегации Госдумы и Совета Федерации в Южную Осетию стало начало весенней сессии республиканского заксобрания. Впервые после нескольких месяцев бойкота южноосетинские депутаты собрались вместе, чтобы обсудить с коллегами из федерального центра межпарламентское сотрудничество с Россией и дальнейшую работу закоргана республики
Услышав информацию о возобновлении работы парламента, многие жители республики вздохнули с облегчением, рассчитывая, что рекомендации и поддержка главы комитета Совфеда по международным делам Константина Косачева помогут в преодолении парламентского кризиса.
Константина Иосифовича в Южной Осетии знают давно, он пользуется репутацией политика, дружественно настроенного по отношению к южным осетинам и не понаслышке знающего ситуацию в республике. Поэтому была надежда, что Косачеву удастся со свойственной ему дипломатичностью вернуть в нормальную рабочую колею деятельность заксобрания, а это в свою очередь позволит принять в ближайшее время бюджет и улучшить социальное положение жителей Южной Осетии.
Тональность выступлений Константина Косачева также произвела благоприятное впечатление на местное население, подуставшее от взаимных эмоциональных обвинений, без устали звучащих от разных политических сил в адрес друг друга.
Однако есть серьезный риск, что конфронтация будет продолжена и весенняя сессия парламента прервется, едва начавшись. Судить об этом с достаточной долей уверенности позволяют заявления и комментарии лидеров оппозиции.
Как уверяет в интервью «Эхо Кавказа» лидер «Ныхаса» Давид Санакоев, визит делегации Госдумы и Совета Федерации носил плановый характер и его надо рассматривать в контексте межпарламентских отношений, а не общественно-политического кризиса.
По его словам, никаких призывов возобновить работу закоргана от российских коллег не прозвучало и позиция 14 депутатов, объявивших бойкот, остается прежней.
Почти то же самое озвучил в интервью ТАСС лидер Народной партии Александр Плиев, который заявил, что оппозиция показала «полную готовность к конструктивной работе, возобновлению работы с российскими коллегами по линии межпарламентского сотрудничества. Вместе с тем, позиция оппозиционных депутатов остается неизменной — дальнейшая работа сессии парламента зависит лишь от президента, ждем его представления об освобождении генерального прокурора».
Складывается странное впечатление, что публичные заявления российского политика, из раза в раз звучавшие на каждой встрече в Цхинвале, а встреч за день было предостаточно, каким-то образом прошли мимо ушей его цхинвальских визави. Впрочем, не всех, а только 14 депутатов, по-прежнему настроенных продолжать бойкот.
Здесь стоит уточнить, что ни о каком плановом характере визита не может быть и речи, поскольку информация о нем распространилась в кулуарах буквально несколько дней назад. Обычные плановые встречи в формате российско-южноосетинской межпарламентской комиссии готовятся загодя, и информация о них появляется в прессе заранее, как минимум за пару месяцев до самой встречи.
Кстати ответ на этот вопрос содержится в выступлении Косачева на одной из встреч, где он отметил, что полномасштабное заседание межпарламентской комиссии будет организовано после восстановления работы парламента. Причем стороны заранее определят место встречи, будь то Москва или Цхинвал.
Еще более определенно российский сенатор высказался по поводу прекращения бойкота работы парламента группой депутатов.
«Времени прошло достаточно много, чтобы переступить через эмоции и вернуться к созидательной работе. Мы крайне заинтересованы в стабильном, поступательном развитии Южной Осетии. Залогом этого, конечно же, является дееспособность власти. Все институты должны действовать в рамках своих конституционных полномочий. У нас нет никаких сомнений, что президентская ветвь власти ровно так и действует. И нам бы хотелось, чтобы все институты власти стали бы работать именно в таком режиме»,
— заключил Косачев.
Если это не призыв отложить в сторону эмоции и возобновить работу закоргана, тогда что означают слова сенатора?
Весьма интересен пункт о том, что все ветви власти должны действовать в рамках своих конституционных полномочий и что президентская ветвь власти ровно так и действует. Иными словами, по оценке российской стороны, южноосетинская парламентская оппозиция, а точнее ее наиболее радикальная часть, пытается выйти за пределы своих конституционных полномочий, что отражается на стабильности и развитии Южной Осетии.
Как подчеркнул Косачев, единственный интерес России в Южной Осетии – стабильное социально-экономическое развитие, решение властью поднимаемых людьми вопросов. А для этого, по его словам, необходима дееспособность всех институтов власти и взаимодействие между ними.
Другая цитата от главы комитета Совфеда, прозвучавшая в завершение его визита в интервью агентству Sputnik-Южная Осетия, точно также содержит недвусмысленный призыв к оппозиции:
— «Мы, признавая право всех политиков на свою точку зрения, считаем, что все эти оценки и позиции должны отстаиваться в рамках нормальной, юридически корректной, соответствующей Конституции работе парламента. Парламент для того и создан, чтобы там отстаивать свои политические позиции, но он должен функционировать. И мы искренне рады тому, что сегодня работа парламента возобновлена».
Похоже, радость российской делегации была преждевременной, поскольку до некоторых цхинвальских коллег смысл сказанного ими не дошел, либо они исказили его в угоду своим политическим интересам. По другому сложно объяснить содержание последних интервью лидеров двух оппозиционных партий.
Между тем, похвальное желание оппозиционных политиков развивать межпарламентское взаимодействие с Россией поставлено в прямую зависимость от возобновления работы парламента Южной Осетии.
Если коротко – не будет работающего парламента, не будет межпарламентского взаимодействия. И это не каприз руководства Госдумы или Совета Федерации, а четкое понимание специфики парламентской работы. Межпарламентское взаимодействие двух стран заключается в проработке и принятии множества законодательных актов, направленных на решение вполне реальных конкретных проблем.
Если парламент не работает, то соответственно ни один закон не будет принят, смысл тогда кататься в командировки в Москву или в Цхинвал. Никакие произвольные интерпретации слов Косачева здесь не помогут.
Region15.info — официальный сайт