Найти тему
Зоя Смирнова

Как выбрать хорошего работодателя "в общепите"?

Оглавление

Доброго дня, дорогие читатели. Сегодня вся сфера услуг, а особенно ресторанный бизнес, переживает не лучшие времена. Множество заведений закрылось, множество выживают за счет кредитов и понижения зарплат, кто-то находится «в заморозке», а у кого-то, наоборот, все стало довольно неплохо за счет серьезного понижения конкуренции.

Но сейчас мы поговорим о тех, кто несмотря на общемировую ситуацию, решил прийти в общепит и откликнуться на вакансию «официант ». Первый вопрос, который встанет перед кандидатом:

Как правильно выбрать работодателя.

Несмотря на то, что советы довольно очевидны, многие начинающие работники все равно попадаются в капкан обещаний и тяжелого рабочего дня.

Для начала, отсекайте всех, кто на собеседовании начинает рассказывать про то, что основной доход официанта – это «чай».

«Чаевые» - это не зарплата, и не надо верить тем, кто говорит: «Получать вы будете суммарно пятьдесят тысяч, из которых одиннадцать оклад, а остальное – чаевые». Нет, такого не будет.

Это сказка, которой кормят всех, приходящих в этот бизнес. По моим подсчетам, средний чай с одного столика варьируется от 100 до 300 рублей. И получать обещанную зарплату вы будете только обслужив 260 столов в месяц. А это очень-очень трудно.

Требуйте конкретики: какой оклад, когда выплачивается, устраивают ли вас по трудовому договору или просят оформиться самозанятым.

Всегда отказывайтесь от предложений, где вас не хотят устраивать никак. Останетесь без зарплаты, а если и получите свою копейку, то с кучей вычетов и штрафов: «бой посуды», «хамство начальству», «непрезентабельный внешний вид», «неправильное забитее заказа», «опоздание» и многое другое. Штрафы в общепите есть за все, в том числе и за отсутствие косметики, или слишком яркий макияж, а для мальчиков погибельным станет «излишняя волосатость на лице».

-2

Поэтому ваша цель на собеседовании, а лучше еще при звонке работодателю – точно узнать оклад, который вам собираются платить. Бывают ситуации, когда обещают не оклад, а процент от общего чека – и тут тоже стоит отказаться, ведь на эту сумму легко можно наложить выше перечисленные штрафы.

Второй очень важный момент:

Нет ли в заведении большой текучки персонала.

Если вы уже давно ищете работу, и постоянно натыкаетесь на одну и ту же вакансию в одном и том же заведении – не думайте, что это «судьба». Скорее всего, работники бегут оттуда с такой скоростью, что вакансия никак не может закрыться. Причин этому может быть много: маленькая зарплата, отсутствие гостей, некомпетентное руководство или сложный коллектив. При любой из этих причин, работа превратится в пытку, поэтому лучше сразу отказаться от такой вакансии, еще на этапе просмотра.

Правда, есть еще один момент: иногда коварные «HR-ы» больших сетевых заведений специально держат вакансию открытой, чтобы побольше человек «нагнать в резерв». То есть, в случае увольнения любого из сотрудников, они просто позвонят кому-то из тех, кто уже приехал на собеседование и заполнил анкету. Вот только «висеть» в таком резерве можно очень долго.

Третий момент:

Всегда обговаривайте график, по которому согласны работать.

И если работодатель расплывчато говорит вам о том, что «конечно, у вас будет только 2/2… а как вы относитесь к переработкам?»

Бегите оттуда! Бегите со всех ног, если только не имеете настолько твердый характер, что готовы в лицо сорокасемилетнему «мужику» говорить о том, что завтра у вас выходной и точка. Ну или же отличаетесь знатным мазохизмом, и готовы работать неделями без выходных.

Ведь в некоторой части заведений сделают все, чтобы выжить из вас максимум сил. Но нельзя позволять работе становится важнее вас самих.

Перейдем к четвертому пункту.

Общайтесь с коллективом.

-3

Если вас пригласили на стажировку, то никогда не надо стеснятся расспрашивать о специфике работы тех, кто уже давно работает в этом заведении.

В 50% случаев вам соврут, в 40% скажут полуправду, но в 10% вы узнаете все, что необходимо, для того, чтобы сделать выбор – работать в этом заведении или нет.

Помимо общения, обращайте внимание и на то, как выглядят официанты: если у всего рабочего штата синяки под глазами не сходят, руки трясутся от усталости, а успокоительное принимается вместо обеда – вряд ли вы останетесь довольны такой работой. Даже если там хороший оклад и адекватные гости.

А это, кстати, пятый момент:

Гости заведения.

Всегда обращайте внимание на то, какой контингент чаще всего захаживает в ваше возможное место работы, а также то, на какую аудиторию оно нацелено.

-4

Объясню на простом примере: есть распространённая сеть пивных заведений, где открыта вакансия официанта. Вы – утонченная натура, дочь пианиста и балерины, говорящая по-французски с трех лет. Смею вас уверить, что вам совсем не понравится работать в заведении, где гости привыкли щипаться, гоготать и пить больше, чем в них способно поместиться. Вместо такой пивной предпочтительней выбрать заведения «премиум» класса, в некоторой части которых с большим удовольствием берут новичков.

Есть и ситуации, при которых заведение рассчитано исключительно на молодые семьи с детьми, имеющих желание выпить вечером в пятницу вина. А вы же пирсингованы от бровей до пяток, а «рукава» забиты так плотно, что новые татуировки пришлось наносить на лицо.

Уверяю, даже если вы пройдете собеседование в такое место, вам не понравится там работать. Поэтому в такой ситуации лучше выбрать заведения формата «френдли» с нацеленностью на молодую аудиторию.

И, наконец, шестой момент:

Местоположение заведения.

Спальный ли это район, центральная площадь или подвал на окраине города – от этого напрямую зависят контингент, средний чек, поведение гостей и даже количество чаевых, которые вы получите.

Если вы не любитель драк и скандалов, то лучше сразу отсейте заведения в сомнительных районах вашего города. Если хотите работы в спокойной атмосфере, то смело выбирайте спальные районы. А если же ваша душа лежит к большому потоку гостей и постоянной смене лиц, то выбирайте центр.

Спасибо за прочтение. Надеюсь, что эти советы помогут вам найти хорошее заведение, где вас научат быть хорошим официантом. Всего доброго!