Начиная с второй половины 90-х годов, можно наблюдать тренд на экранизацию фэнтези. Являясь ответвлением научной фантастики, полновластно владеющей умами и сердцами миллионов кинолюбителей прошлых поколений, новый жанр стремительно отвоевывал свою нишу. Поклонники Звездных Войн, Назад в будущее, Терминатора других шедевров 70-х - 80-х годов сменились юными фанатами Страшил, Джуманджи, киновселенной Горца, Зачарованных и Десятого Королевства. Однако, истории мальчика, который выжил и встал на пути у темных сил, и маленького хоббита, вовлеченного в полное опасности и чудес приключение, оказались настоящим открытием. Они не просто принесли кинокомпаниям огромные доходы, но и определили будущее кинематографа.
Киноиндустрия вплоть до массового распространения интернета представляла собой окно в мир для абсолютного большинства жителей планеты. Сотни миллионов детей, каждый вечер собирались у экранов телевизоров, чтобы прикоснуться к далекому и манящему миру за пределами родных поселений. Огромные, полные невероятных существ и темных тайн, фэнтези-миры подчинили себе детскую аудиторию без остатка. Впрочем, не будем лукавить, и многие представителя весьма почтенного возраста так же не оказались равнодушными к красиво поставленным историям про недосягаемые волшебные страны.
Вслед за Гарри Поттером и Властелином Колец, последовали Хроники Нарнии, Другой Мир, Сумерки, были попытки экранизировать Перси Джексона, мифы о Геракле и Персее, активно снимались фильмы про египетских богов. Позже, уже в 10-е на рынок пришли десятки качественных сериалов, о которых сегодня, наверное не слышал, разве что отшельник: Игра Престолов, Легенда об Искателе, Хроники Шаннары, Ведьмак, Чужестранка, Карнивал Роу и т.д.
На интересы публики практически сразу же реагировали производители компьютерных игр, - тренд на фентези в игровой индустрии открылся еще в 90-х, но в нулевых и в десятых он заиграл с новой силой. The Elder Scrolls погрузил игроков в увлекательный сеттинг срисованного со средневековой Европы и Ближнего востока континента Тамриэль. С ней активно конкурировала игровая вселенная Готики, предлагавшая нам попробовать себя в роли пожизненно заключенного каторжника со всеми вытекающими вкусностями. Еще большую популярность обрела вселенная Warcraft, в большей степени, благодаря своей третьей части и ее, до сих пор, активно живущему многопользовательскому режиму.
И вот, испробовав весь этот всесторонний и, однозначно, замечательный опыт общения с фентези-мирами, кое-кто из особенно ненасытных ценителей добирается до книжных серий. Начинают, как правило, с того, что знакомо с юности - с произведений Дж. Толкина и Дж. Роулинг. Но, произведения профессора в, неадаптированном для сознания киномана, книжном варианте, мягко говоря, не для всех, а истории Джоан, хоть и навевают приятные детские воспоминания, уже знакомы и быстро заканчиваются (хотя, к ее чести скажу, что госпожа Роулинг продолжает писать и не собирается останавливаться в ближайшее время).
Но, как говорится: "кто ищет - тот всегда найдет". И мы находим множество прекрасных литературных циклов: "Колесо времени" Р. Джордана, "Меч истины" Т. Гудкайнда, "Хроники убийцы короля" П. Ротфусса, "Земной круг" Д. Аберкромби. О да, их много, огромные, не тронутые большинством возможных симпатиков, вселенные. Стоит ли рекомендовать любителем жанра попробовать поискать свои интересы в литературе, даже если последней книгой, с которой они имели честь ознакомится, был букварь? Однозначно. Впрочем это все не более чем, затянувшееся введение.
Он придумал это первым
Вне всякого сомнения, человечество не стоит на месте. С тех пор, как наши далекие предки пришли к водоему и встретили себе подобных, начинает закладываться фундамент цивилизации. Мы общаемся, торгуем, созидаем мир вокруг себя, видоизменяя то многое, что дала нам природа. Человек нуждался в интересном, и в то же время, понятном мире, где царит порядок и закон, желательно (для высшей легитимности) лишь отчасти связанный с нами. Реализуя эту потребность, человек начал фантазировать, даровав природе имена, свойства человеческого характера, наделив ее замыслом и сокрыв этот замысел от большинства.
Сила человеческой фантазии не имеет границ - мы подтверждаем это с каждым новым поколением, заглядывая так далеко в неизведанное, что, временами, может становиться жутко. Тем не менее, все новое, это хорошо забытое старое. Дж. Толкин взял за основу своих произведений древние саги, европейскую мифологию, разработал язык эльфов на основе других языков. Является ли он плагиатором? Скопировал ли он идею Мелькора, а позже и Саурона, с христианского падшего ангела Люцифера? Безусловно, даже сама система светлых и темных духов, явное заимствование с библейских ангелов и демонов. Но плагиатор ли он?
Вряд ли условный скандинавский скальд придумывал свои, столь же условные, саги с нуля. Идея не принадлежит никому, по крайней мере, в современном мире, не должна принадлежать. Смотреть надо на исполнение и смысловое значение. Толкин придал своим персонажам уникальное окаймление, построил изощренные истории, изложив через все это знакомые смыслы. Настоящий творец через свои произведения общается со зрителем, излагает свою жизненную философию. Читая его произведения, ты читаешь историю его жизни, вглядываешься в его душу, на какой-то момент становишься с ним единым целым. И когда, после того, как к тебе приходит понимание этого, ты смотришь на людей, с пеной у рта, доказывающих, что Дж. Роулинг украла персонажа Дамблдора, срисовав его с мага Гэндальфа Дж. Толкиена, становится безумно грустно.
Собственно, а почему не углубиться в это: давайте коротко сравним Гэндальфа и Дамблдора. Люди, заявляющие о плагиате, ссылаются на заимствование типажа мудрого пожилого человека с, безусловно позитивной, наставнической функцией. Этот человек ведет главных героев по сюжету, появляется в самые сложные и интересные моменты, за ним тянется шлейф таинственной древности, недосказанности. К такому человеку подсознательно внушаешься уважением и доверием, ловишь каждое его слово, он становится для тебя безусловным авторитетом.
Так что же мы видим перед собой? Наставника, учителя, старого и уважаемого человека, отца, деда - собирательный образ. И этот собирательный образ появился задолго до того, как создатель Властелина колец появился на свет. Если мы возьмем мифологию/религию, мы можем видеть этот образ в легендарных богах и героях. Мне сразу же представляется образ Мерлина из легенд о короле Артуре, пожилой Моисей, возможно даже, бог (как его изображали евреи и христиане). Ох уж этот Толкин, сплагиатил такой (!) образ?
Если подумать чуть более основательно, то этим же критериям подходит, например, Первый из магов, Байаз из вселенной Земного Круга. А кроме того, Волшебник первого ранга Зеддикус З’ул Зорандер из цикла Меч истины. Туда же можно добавить и Эльминстера из Забытых королевств и даже отдаленно, но, Весемира из Ведьмачьей саги (хотя, конечно, магом его называть язык не поворачивается). Наверное, если пораскинуть мозгами немного поусерднее, можно найти еще с десяток похожих персонажей из различного рода кино-/игровых/литературных фэнтези вселенных. Что же, авторы всех этих замечательных саг являют собой обычных воров, которые просто пишут одно и то же, из года в год?
На мой взгляд, правда в том, что людям приятно видеть знакомые образы и через них куда проще они постигают предоставленный их вниманию мир, со всей его философией. В образе Гэндальфа, Толкиен пытался выразить чистое человеческое добро, ту часть всего светлого в этом мире, которая доступна смертным, бог, или же ангел, в телесном обличие, воплощенная надежда и милосердие. Он не выходит из этого образа до конца повествования, поскольку для Толкиена он нужен именно таким - сильным и слабым в одно и то же время, смертным и бессмертным, таким, каким он хотел бы видеть любого человека.
В то же время Дамблдор не таков. В саге про Гарри Поттера он является нам в виде степенного и таинственного старого мага, от которого исходят положительные эманации. Мы сразу же понимаем, что автор помещает его на нашу сторону, - в самом деле, как вообще можно от такого человека ожидать другого? Но уже ближе к середине истории мы понимаем, что все не столь однозначно. А в конце, читатель осознает, что легендарный профессор Дамблдор, которого все уже успели полюбить и, в свое время, искренне оплакивали его смерть, оказался простым человеком, со своим темными тайнами. Он прошел свой тяжелый и полный искушений, путь к свету и несет в себе дополнительную смысловую функцию: все мы всего лишь люди и жизнь сложная штука; чтобы стать достойным человеком, тебе придется придется победить самого себя...
Принципиально другим предстаёт перед нами Байаз. Аберкромби, презентуя этого странного человека, с самого начала решил выбить у нас почву из под ног. Ожидая увидеть перед собой этакую помесь Гэндальфа и Дамблдора, мы, хоть и интуитивно не охотно, проникаемся доверием к старому лысому магу. Однако, с каждой новой серийной книгой волшебник приоткрывает свое истинное лицо и в конце мы с удивлением и восторгом понимаем, что перед нами хитрый, циничный, беспринципный человек, который являет собой скрытого антагониста всей серии. То, как ловко Аберкромби превратил объект всеобщего почитания, в главного злодея, потрясает.
При этом, мотивация Байаза, все еще остается для читателя непонятной, даже после выхода последнего романа "Проблемы с миром" в 2020 году. Собственно, я не уверен, что мы когда либо узнаем в точности, чего же по-настоящему желает Первый из магов. Скрытый смысл личности Байаза, для меня, заключается в том, что, вероятно, он просто человек, который имеет все те же побуждающие его деятельность факторы, что и у других людей. С одной поправкой - он не обременен временем. Худшее из божеств, которое только можно представить.
Почему все злодеи так похожи?
Я думаю, что каждому этот вопрос приходил в голову, хотя бы один раз за его жизнь. Как вы уже поняли, ответ до банальности прост. Да, лучшие из писателей и сценаристов, кажется, должны придумывать уникальные миры и ситуации. Но литература, являет собой палку о двух концах. На одном конце культурный пласт, которым автор нагружен, вследствие его существования в социуме. На другом - ожидания публики, под которые необходимо, так или иначе, подстраиваться, чтобы оставаться в тренде.
Христианин вы, мусульманин, еврей, даже индуист, или атеист - образы зла у нас всех примерно идентичны. А учитывая современную англо-саксонскую культурную основу, оно даже имеет звучное и красивое имя - Люцифер. Таинственный и прекрасный падший ангел, с очень печальной, даже, я бы сказал, трагической судьбой. Основа его истории завязана на гордыне и тщеславии, священной войне, которую он объявил своему создателю, обреченную на поражение. В личности Люцифера мы видим типичную проблему "отцов и детей" в масштабах вселенной. Мы же, простые смертные, в этой игре, находимся на позиции букашек.
Но, люди, как правило, за свою, весьма "увлекательную" жизнь и так уже насытились положением "букашек". Они мечтают вершить судьбы мира, при этом, желательно, не поднимаясь с дивана. Поэтому-то нам и нравятся истории про героев, меняющих мир, выходящих из привычного низменного амплуа, бросающих вызов злу. То есть, все те же мотивы, которыми руководствовался Люцифер и его аватары в разных культурах, ведут и потребителей литературного творчества и его ипостасей. Мы должны хотеть злодея, во всех смыслах этого желания. Оно заставляет нас переворачивать все новые и новые страницы, посещать иные локации, ждать очередную серию... Но при этом, мы хотим верить, что остаемся на стороне "хороших парней", для успокоения своей совести, и, ради веры в светлое будущее и счастливый финал, который непременно наступит за границами повествования.
Нужно ли далеко ходить за примером? Возьмем, для начала, таких персонажей, как Мелькор Бауглир и Саурон. Толкин создал в своем мире довольно интересную модель творения вселенной, которая возможно имеет свои начала в древней мифологии, но я не уверен, поэтому утверждать не буду. Однако, в этом мире мы все так же наблюдаем подобие бога - Эру Илуватара, его приближенных (своего рода архангелов) - Валар, и дальний круг светлых духов (ангелов) - Майар. Мелькор относился к Валар, - сильнейший из них, он возжелал личного, не коллективного творения. В нем мы видим первую половину личности Люцифера. Саурон представляет вторую ее часть - прекрасный и сладкоголосый Майар, перешедший на сторону тьмы.
Эту же интересную методику раздвоения высокого/легендарно-теоретического и низкого/практического зла преподносит читателю Т. Гудкайнд. В образе первого, мы встречаемся с Владетелем Подземного мира, прообразом которого видимо служили Аид и Сатана. Это абсолютный антагонист, распространяющий тьму (не без интригующих мотивов, конечно), в силу своего особого состояния. С другой стороны, мы видим зло, которое воплощено осознанно, по собственному желанию, сначала в лице Даркена Рала, а затем Императора Джеганя.
Волдеморт, в сравнении с персонажами Легендариума, кажется жалкой мошкой. Но в локальном фэнтезийном мире Поттерианы он "фигура равная Черчиллю". И в нем все так же проскальзывают знакомые черты носителя объективного зла. Ему характерны: планы мирового господства, выдающееся тщеславие, изначально прекрасный вид, сменившийся отвратным, пренебрежительное отношение к жизни и т.д. Не говорите мне, что, при просмотре фильмов, вы не переживали за юного Поттера и его верных друзей, даже отлично представляя себе, чем закончится эта история? Волдеморт злодей выдающийся и его действий опасаешься до самого конца саги, несмотря на очевидно меньший размах его творческой активности, нежели у других личин зла из конкурирующих фэнтезийных вселенных.
Если и дальше искать аналогии, то мы встретим фигуру Короля Ночи из мира Льда и Пламени Дж. Мартина. Мы не знаем его мотивов (я не буду полагаться на сериальную версию - она, ИМХО, убога), но, уверен, они будут весьма интригующими. В мире Варкрафта перед нами предстает падший паладин Артас Менетил, в мире свитков это Мерунес Дагон и Молаг Бал (хотя, они конечно ближе к Сатане, чем к Люциферу), во вселенной цикла "Колесо времени" это Темный, он же Шай'тан, в мире "Хроник убийцы короля" нам презентуют лидера Чандриан - Хелиакса. Я могу продолжать перечисление очень долго, но думаю аргументов и так уже предостаточно.
В качестве послесловия
Я начал писать эту статью под воздействием бесконечных склок между фэнами Поттерианы и Легендариума. Нам довелось жить в такое время, когда мы можем погрузиться в десятки, а то и сотни, кропотливо созданных фэнтезийных вселенных. Каждая из них, по своему, уникальна. Даже если в нашей реальной жизни, порой, не хватает красок, мы всегда можем найти успокоение в окружении любимых персонажей. И нам всем в них хватит места.
Нет абсолютно никакого смысла спорить и ругаться из-за того, кто придумал тот, или иной типаж. Скорее всего, если вы будете искать истоки, то очень сильно разочаруетесь. Важно, не то, использовался ли тот, или иной образ когда-то раньше, а то, какие смыслы вкладывает автор в свое повествование, какие эмоции хочет вызвать у своего зрителя, с каким послевкусием вы пойдете в реальный мир, после того, как автор с вами закончит.
Будьте добрее друг к другу, ваши любимые авторы вряд ли бы хотели, чтобы их последователи "драли друг другу глотки" из-за того, что должно было порождать чистое и светлое в ваших умах и сердцах. Желаю вам удачных путешествий, друзья мои!
http://www.donationalerts.ru/r/ger_val - поддержать автора