Оля Лялина — первая gif-модель.
Именно эта художница русского происхождения впервые применила понятие gif-модели не в значении некоего прототипа, а непосредственно к себе, позирующей для gif-анимации . То есть, обычно наличествует некий субъект, работающий с моделями, которые являют собой прообразы будущего образа или системы, и модель/прототип в этом отношении рассматривается как средство на одном из производственных этапов.
С gif-моделингом (будем называть его так, чтобы отличить от gif-моделирования ) происходит совершенно иное. В данном случае Оля Лялина намеренно позирует для создания анимированной картинки, то есть, выступает и моделью, и автором/исполнителем.
Среди первых работ, принесших Лялиной известность в сети (клик сюда ) , был цикл анимированных изображений “Animated Gif Model ”, которые Оля начала делать в 2000-х и распространять по просторам интернета. По ее словам, основной целью этой затеи было пополнить интернет хорошими качественными гифками, которыми пользователи могли бы делиться на своих страничках и которые можно было бы применять в оформлении последних. На конференции ROFLcon 2012 она призналась, что использовала такое количество потрясающих gif-элементов, размещенных в свободном доступе в интернете, для создания своих работ, что хотела отдать должное сообществу и внести свой вклад в gif-производство. Художница упорно трудилась над созданием небольших анимированных образов, чтобы достичь максимально совершенного, с ее точки зрения, результата. Нужно было проделать большую работу, чтобы они не “прыгали” и не “спотыкались”, как многие гифки, а непрерывно зацикливались на безупречно прозрачном фоне. Именно прозрачность, а не анимация, по словам Лялиной, является ключевым элементом гифки. Прозрачный фон — залог того, что гифка будет распространяться.
В итоге Оля Лялина обучила себя как gif-модель. Так она говорит об этом в своих интервью. Для нее это было целесообразным: знать, как лучше всего двигаться, чтобы получилось создать зацикленную графику, может лишь человек, ее создающий. В одном из интервью художница утверждает, что это не было тщеславное желание распространять именно свое лицо на просторах сети — просто так было удобнее . Также Лялина подчеркивает, что гифки для нее не являлись частью арт-проекта и создавались не для выставки, а для себя и других пользователей. При этом на ROFLcon она смеется, что она — идеальная gif-модель и гифки сделали ее бессмертной.
Свои анимированные картинки она распространила по бесплатным коллекциям медиаэлементов для дизайнеров. Дополнительным смыслом этой задумки было привлечение внимания к проблеме распространения онлайн-изображений в момент, когда культура сместилась в сторону мемов и отказалась от интеграции изображений в качестве элемента дизайна веб-страницы.
Результатом ее трудов и экспериментов стали первые три культовые гифки, изображающие Лялину кружащейся в белом платье, крутящей хула-хуп и играющей на аккордеоне. Она продолжила создавать новые gif-анимации, активно использовать их в веб-коллажах и внедрять в разнообразные проекты сетевого искусства.