Одним из главных фаворитов начинающегося в США сезона кинопремий является политико-юридическая драма Аарона Соркина «Суд над чикагской семёркой» (The Trial of the Chicago 7). «Я люблю кино» расскажет, почему этот фильм очень полезно посмотреть жителям современной РФ.
Ставьте лайк и подписывайтесь на канал «Я люблю кино» в Яндекс Дзене, чтобы не пропускать наши новые публикации.
Картина Соркина (вот уже 30 лет считающегося одним из лучших сценаристов Голливуда) повествует о том, как семерых общественных активистов судили за организацию беспорядков в Чикаго в 1968 году, когда в результате столкновений демонстрантов с полицией пострадали несколько сотен человек. Основная часть фильма проходит во время процесса, когда абсолютно предвзятый и невменяемый судья (Фрэнк Ланджелла) всячески гнобит подсудимых и их адвокатов, а они пытаются организовать хоть какое-то сопротивление. Кроме того, в картине есть несколько флэшбеков самих протестов, позволяющих оценить, как это происходило полвека назад в «самой демократической стране мира».
В «Суде над чикагской семёркой» собран великолепный актёрский состав. Среди подсудимых можно увидеть обладателя «Оскара» Эдди Редмэйна и известного комика Сашу Барона Коэна , давно начавшего карьеру драматического актёра (именно его работа в этом фильме наиболее отмечена киносообществом). Адвоката семёрки играет как всегда великолепный Марк Райлэнс (тоже имеющий «Оскар» — за роль советского разведчика Рудольфа Абеля в ленте «Шпионский мост»), обвинителя — талантливый и звёздный Джозеф Гордон-Левитт . Кроме того, в эпизодической роли появляется ветеран Майкл Китон .
Весь этот яркий творческий коллектив, а также очередной умный сценарий Соркина превращают казалось бы обречённый на казённое уныние идеологический фильм в нечто живое и вполне удобоваримое: за два часа экранного времени зрителя не тянет зевать, хотя в картине ничего особенного вроде бы и не происходит. Впрочем, автор на этом собаку съёл: ровно то же самое можно сказать о вышедшем 30 лет назад сценарном дебюте Соркина «Несколько хороших парней» . Удивительно другое: как лента о событиях 1968 года настолько попадает в события года 2021-го.
Судите сами: группа гражданских активистов зовёт людей на несанкционированный митинг, в ответ власти натравливают на них полицейских со слезоточивым газом и дубинками (правда, не резиновыми, а деревянными — в те времена со смутьянами церемонились меньше), потом зачинщиков судят в нелепом суде, будто созванном для насмешки над правосудием, а те в свою очередь используют публичный процесс как возможность сделать политические заявления и продемонстрировать своё остроумие. Параллели доходят до абсурда: в одной из ключевых сцен полицейские стаскивают с фонарного столба забравшегося туда протестующего подростка.
Дело тут, конечно, не в провидческом даре Соркина, а в том, что он показал совершенно типовую ситуацию, происходящую в разных странах и в разные времена примерно одинаково. С одной стороны, это здорово прочищает мозг и избавляет от ложного чувства собственной уникальности. С другой, заставляет задуматься о природе подобных социальных явлений и о том, нужно ли вообще с ними как-то бороться. В общем, «Суд над чикагской семёркой» может быть полезен как тем, кто собирается на баррикады, так и тем, кому положено эти баррикады сносить.
ВНИМАНИЕ! Следующий абзац содержит СПОЙЛЕР.
Правда, помимо параллелей с современной Россией, есть и отличия. Например, решение мерзкого и неправедного суда, приговорившего зачинщиков бунта к тюремным срокам, отменили на стадии апелляции, и за решётку они так и не отправились. На этом моменте отечественный зритель может усомниться в правдивости фильма или же решить, что такую историю и показывать незачем — никого ведь не посадили.