Найти тему
Moscow Meltdown

Ретроспектива: DREAM THEATER - Live At The Marquee (1993)

(Автор: Николай Чувиков)

Как мы все помним, альбом "Images And Words" стал настоящим успехом для группы, так что умные музыканты решили быстро закрепить свой успех. А как это лучше всего сделать? - правильно, выпустить концертную запись. В качестве локации для проведения записываемого концерта был выбран легендарный лондонский клуб "Marquee", где выступало такое количество легендарных групп прошлого, что аж голова кругом идёт. Queen, Marillion, Status Quo, Jethro Tull, David Bowie, Ten Years After, Metallica, Iron Maiden, Def Leppard... и теперь вот Dream Theater смогли вписать своё имя в продолжающуюся легенду.

Однако сразу могу сказать, что лично для меня "Live At The Marquee" является отнюдь не самым лучшим концертником группы - это очень интересная в историческом плане запись, но я буду первым, кто признает, что на тот момент Dream Theater ещё не до конца расправили свои крылья. Если в последующие годы они стали настоящими титанами живых выступлений, то на "Live At The Marquee" слушателя не покидает ощущение, что музыканты лишь разминаются и будто бы прощупывают своего слушателя. На записи есть несколько импровизаций, наиболее заметной из которых является "Bombay Vindaloo" (исполненная всего шесть раз за всю историю группы), но даже она кажется какой-то приструнённой и опасливой, будто музыканты бояться распугать пришедшую на из выступление публику. Более того, на тот момент у Dream Theater было всего два альбома, действительно великолепным из которых являлся лишь "Images And Words": вы можете что угодно говорить про "When Dream And Day Unite", но большинство слушателей до сих пор считает эту запись достаточно серой и не особо увлекательной. Так что взятые с дебютного полноформатника песни очевидно проигрывают таким мастодонтам как "Pull Me Under", "Metropolis—Part I: "The Miracle And The Sleeper"" и "Surrounded". Хотя при этом я готов признать, что с вокалом Джеймса ЛаБри эти песни засверкали новыми красками - всё-таки его выбор в качестве певца был отнюдь не случаен.

Однако именно с вокалом Джеймса связан один из самых противоречивых моментов "Live At The Marquee": по словам самих же музыкантов, его партии были полностью перезаписаны в студии, а связано это, мол, было с тем, что звукорежиссёр неправильно настроил звукоснимающую аппаратуру, и в итоге партии ЛаБри были фактически неразличимы в общим миксе. Однако даже не смотря на это объяснение современные критики группы зачастую используют этот аргумент для доказательства несостоятельности Джеймса как вокалиста. Мол, он настолько ужасно поёт вживую, что Dream Theater даже приходится перезаписывать его вокал в студии. Только вот если бы это было правдой, то вряд ли бы Портной и Петруччи вряд бы стали терпеть его в группе - то есть критики группы хотят сказать, что инструменталисты провели свыше двухсот прослушиваний и выбрали певца, что не умеет выступать вживую? Более того, неужели никто не никогда не слышал более поздних концертных записей группы, где партии ЛаБри были записаны как надо, и он показывал просто шикарные результаты? Не поймите меня неправильно, лично для меня он не является лучшим певцом в мире, но я очень высоко оцениваю его таланты и сам несколько раз видел, как он выступает на концертах. Да, иногда он не попадает в ноты, но come on! - эти огрехи у него начались сравнительно недавно (возраст, знаете ли), да и то они очень и очень редки. Так что я до сих пор не понимаю этой оголтелой критики в сторону Джеймса ЛаБри... а уж тем более бессмысленно использовать "Live At The Marquee" в качестве её обоснования.

В остальном же... Да, я знаю, что я был довольно критичен к сему концертнику, но на самом деле это всё-равно очень и очень впечатляющая запись. Инструментальное мастерство находится на просто высочайшем уровне, музыка группы пропитана энергетикой и динамикой, а фидбэк публики чувствуется на все двести процентов. Более того, тут есть пара эксклюзивов, которые вполне могут обосновать покупку сего диска: это, конечно же, уже упомянутая импровизация "Bombay Vindaloo", а также сегмент "Another Hand", написанный группой специально для логического перехода от песни "Another Day" к "The Killing Hand".

Если вы являетесь новоиспечённым поклонником Dream Theater, то я бы, наверное, рекомендовал вам начать знакомство с их концертным творчеством с более поздних концертных альбомов, но если вы уже давно слушаете их, то "Live At The Marquee" просто обязателен к прослушиванию. Это драгоценный реликт своего времени, который демонстрирует нам молодую и постоянно развивающуюся группу - и это не может не радовать.