Используя естественное течение Северного Ледовитого океана с Востока на Запад норвежский исследователь Фритьоф Нансен пытался достичь географического Северного полюса. Он взял свой корабль "Фрам"на Новосибирские острова в восточной части Северного Ледовитого океана (СЛо) и заморозил его в паковых льдах, чтобы дождаться, когда дрейф унесет его к полюсу.
Однако, скорость и неустойчивый характер дрейфа не удовлетворял запросам, и через полтора года Нансен и его лучший друг Ялмар Йохансен пересели с корабля на упряжку саней с собаками и направились к Северному полюсу (Сп). Они не достигли его, но сумели достигнуть рекордной северной широты 86 ° 13,6 ′ северной широты долго отступая потом по льду и воде, чтобы выйти к безопасному месту на Земле Франца - Иосифа. А "Фрам" продолжил свой дрейф на запад, и достиг, наконец -то, северной части Атлантического океана.
За 3 три года до этого Нансен участвовал в другой Гренландской экспедиции, и тогда у него возникла идея данной экспедиции. Она появилась в связи с тем, что тогда были обнаружены предметы затонувшего американского судна "Жаннет" у побережья Сибири в 1881 году, и обломки корабля были принесены к побережью Гренландии через океан и, возможно через Сп. А метеоролог Хенрик Мон разработал теорию дрейфа корабля в паковых льдах и следования поп пути обломков "Жаннет". Он считал, что таким образом будет возможно достигнуть Сп.
В сентябре 1879 года канонерская лодка бывшего Королевского флота "Жаннет" была переоборудована ВМС США для исследования Арктики, под командованием Джорджа Де Лонга и находилась в паковых льдах от Берингова пролива до Новосибирских островов, дрейфуя так почти два года. Потом корабль был задавлен и затоплен 13 июня 1881 года. Его команда спаслась на лодках и направилась к сибирскому побережью, но впоследствии большинство из них погибли, в том числе и Джорж Де Лонг.
Судно "Фрам" было сконструировано так, чтобы выдерживать длительное давление льда. И корабль даже через три года остался целым и невредимым. Научные наблюдения, сделанные на нем внесли значительный вклад в океанографию, которая станет главным направлением работы Нансена. Экспедиция Нансена достоверно смогла доказать, что между Евразией и Сп не имеется значительных участков суши, а лишь глубокое море, покрытое льдом.
Еще до начала экспедиции, в феврале 1890 года Нансен выступил на собрании Норвежского географического общества в Христиании (ныне г.Осло). Он высказал предположение о течении, которое, как он считал, проходит через Сп.
В его планах был сильный корабль с парусом, на котором можно было б перевозить топливо, провизию и все необходимое для двенадцать человек с расчетом на 5 лет. На этом судне Нансен собирался пройти по маршруту "Жаннет" к Новосибирским островам и дрейфовать во льдах к Сп.
К этому плану Нансена опытные полярники отнеслись с недоумением, называя это "нелогичным планом самоуничтожения". Также никто не верил, что можно построить корабль, способный выдержать неимоверное давление льдов. Проект Нансена даже сочли авантюрой.
По предварительным подсчетам самого Нансена, вся стоимость его экспедиции должна была уложиться в 300 000 крон. Он произнес свою речь перед парламентом Норвегии и ему выделили 200 000 крон, а остальную сумму ему пожертвовали разные лица и общества, включая и короля Норвегии и Швеции Оскара II. Но, к сожалению, собранной суммы хватило лишь на один корабль. И все -таки, после национального обращения Нансена сумма была собрана вполне достаточная для экспедиции.
Проектом и строительством корабля для экспедиции Нансена занимался ведущий судостроитель, норвежец Колин Арчер. Он был пионером в конструировании "двустороннего" корабля, в котором обычная корма заменялась острием и это увеличивало маневренность. 9 июля 1891 года был заключен контракт на строительство.
Нансен торопился. Он боялся, что его идея будет кем -то перехвачена.
Внешней особенностью корабля была округлость корпуса. Это позволяло избежать возможности льду зацепиться за лед, и по словам Нансена судно могло "Выскользнуть как угорь из объятий льда". А для прочности корпуса судно было обшито сверхпрочным южноамериканским деревом в три слоя. Таким образом, толщина стенок корабля увеличилась от 60 - 70 см до 1м 25 см в носовой части.
Также судно было оснащено трехмачтовой шхуной с парусами (560 м2), двигателем мощностью 220 лошадиных си, который был способен развивать скорость до 7 узлов (13 км/ч, или 8,1 миль в час). Но главным в судне было не это. Необходимо было чтобы корабль стал теплым и безопасным транспортом во время дрейфа на несколько лет. Поэтому было большое внимание уделено теплоизоляции жилых помещений. В итоге судно получилось немного больше. Его длина была 39 м, а ширина - 11 м. 6 октября 1892 года готовый корабль был спущен на воду. Его название "Фрам" означало "Вперед".
Для своей экспедиции Нансен собрал группу из 12 человек. Ему были необходимы лишь хорошо обученные люди. В его команде были только норвежцы. воим заместителем и капитаном корабля Нансен выбрал Отто Свердрупа. Также в его команде были другие опытные моряки: Теодор Якобсон, Сигурд Скотт Хансен, Хенрик Блессинг - врач, Ялмар Йохансен, Адольф Джоуль, Ивар Могстад, Антон Амундсен, Ларс Петерсен, Питер Хенриксен, Бернхард Нордаль и Бернт Бенцен.
В самом начале экспедиции было решено отклониться от первоначального маршрута. Нансен решил сократить запланированный путь, пройдя по северо - восточному проходу Норденшельда вдоль северного побережья острова.
24 июня 1893 года "Фрам" вышел из Христиании, обогнул побережье и двинулся в сторону Бергена, которого он достиг 1 июля. Потом прошел мимо Тронхейма и Тромсё, а последним был порт Вардё, 18 июля и там были взяты на борт последние припасы.
Сначала "Фрам" шел через Баренцево море в сторону Новой земли, затем - в северный российский поселок Хабарова. Там взяли на борт партию собак. Потом, 3 августа, двинулся на восток и вошел в Карское море.
18 августа, в районе дельты реки Енисей, был открыт неизвестный ранее остров. Его назвали в честь капитана корабля островом "Свердруп".
Далее корабль двинулся к полуострову Таймыр и мысу Челюскину. Здесь продвижение начало замедляться из -за тяжелого льда. 9 сентября открылся широкий участок свободной ото льда воды, и "Фрам" обогнул мыс Челюскин, войдя в море Лаптевых.
В устье реки Оленек была взята еще партия собак и путь "Фрама" повернул на северо - восток к новосибирским островам. 5 октября судно пришвартовалось на зиму. Положение было 78 ° 49'N, 132 ° 53'E.
9 октября началось давление льда, но корабль то поднимался, то опускался, и лед не мог зацепиться за корпус. А дрейф в первые недели вел себя непредсказуемо: он перемещался по спирали.
На борту была скука, и это разочаровывало. Но в январе 1894 года направление движения дрейфа стало неизменно северным. С учетом низкой скорости кораблю могло потребоваться 5 лет для достижения Сп.В январе 1894 года Нансен задумывает совершить поездку на санях с собаками до Сп. Он решил, что вещи будут везти собаки на санях, а мужчины смогут идти на лыжах. А "Фрам" продолжал свое движение на Север со скоростью 1, 6 км в день. И вскоре экипажу было объявлено об этом плане. С собаками к Сп должны были отправиться двое: Нансен и Ялмар Йохансен - опытный собаковод.
После специальной подготовки Нансен написал прощальное письмо своей жене, и 14 марта 1895 года пара человек вышла на лед. За 50 дней мужчины преодолели 356 морских миль, или около 600 км до Сп. Такая скорость была очень высокой, учитывая, что температура воздуха была
- 40 градусов С. Но потом они поняли, что лед дрейфует на юг, и пройденное расстояние может быть совсем иным, что очень сильно разочаровывало. 3 апреля Нансен начал задумываться о том, что Сп может оказаться вне досягаемости, а запасов провианта оставалось не так уж много. Определив свое местонахождение на 86° 3 ', Нансен понял, что придется возвращаться. В своем дневнике он писал: "Я все больше и больше убеждался, что мы должны обратиться раньше времени". И впереди он увидел "настоящий хаос ледяных глыб, простирающихся до самого горизонта". Было решено двигаться к мысу "Флигели" на Земле Франца Иосифа.
Обратный путь оказался более быстрым. Лед двигался в том же направлении. На этот момент многие приборы, которыми пользовались путешественники, вышли из строя, в том числе и часы. Им пришлось возвращаться обратно без приборов, определяющих время и местоположение.
Вскоре направление дрейфа стало северным и это замедлило их продвижение. К тому же в конце апреля начал таять лед. Их продолжало нести дрейфом. И 23 июля Нансен впервые увидел землю. Эта земля была названа Насеном "Хвидтенланд", что означало "Белый остров". Было очевидно, что они находятся на архипелаге. Но это не было Землей Франца Иосифа. Они продолжили путь на юг. 16 августа был достигнут мыс "Фельдер", как западный берег Земли Франца Иосифа. Там было принято решение добраться до хижины с припасами в гавани Эйра, которую построила экспедиция Бенджамина Ли Смита в 1881 году, и остаться там до следующей весны. Но встречный ветер и рыхлый лед помешали пройти туда.
Тогда для зимовки был выбран пляж в бухте острова Джексон. Там Нансен и Йохансен выкопали яму в три фута глубиной, возвели стены, используя камни и вместо крыши натянули моржовые шкуры. Этот "дом" стал их укрытием на несколько месяцев. В конце мая следующего года они снова выдвинулись в путь.
Очертания берегов, вдоль которых они шли, не соответствовали картам. 4 июня они пересели на байдарки. Через неделю на байдарки напали моржи и нанесли повреждение. Пришлось пристать к берегу для ремонта. А 17 июня Нансен услышал лай собак и отправился на разведку. Это, конечно, были не те собаки, которых брали они на Сп. Нансен встретил Фредерика Джексона, который тоже организовал свою собственную экспедицию на Землю Франца Иосифа. Путешественники были спасены и доставлены на базу на мысе Флора. В честь своего спасителя Нансен назвал остров - островом Джексона. 7 августа Нансена и Йохансена забрал корабль и 13 августа они прибыли в Вардё.
А перед отъездом Нансена с "Фрама" Свердруп был назначен руководителем остальной части экспедиции. Они продолжили дрейф, пока обстоятельства не потребовали покинуть корабль и отправиться на сушу. Был договор, что Нансен и его оставшаяся группа должны будут встретиться в Норвегии. Экспедиция продолжала под руководством Скотта Хансена программу метеорологической, магнитной и океанографической деятельности; "Фрам" превратился в подвижную океанографическую, метеорологическую и биологическую лабораторию.
По мере того, как дрейф продолжался, океан становился все глубже. Зондирование показывало, что поблизости нет неоткрытых массивов суши. 15 ноября 1895 года "Фрам" достиг 85° 55' северной широты, всего на 19 морских миль (35 км ; 22 мили) ниже самой северной отметки Нансена.
Затем дрейф пошел на юг и запад. 13 июня 1896 года корабль смог двигаться самостоятельно, и через два месяца покинул льды. "Фрам" отправился на юг в Норвегию.
Когда Нансен и Йохансен прибыли в Вардё, их встретил профессор Мон, создатель теории полярного дрейфа. Вскоре и Свердруп доставил судно в порт Хаммерфеста. И товарищи смогли воссоединиться в Тромсё. 9 сентября 1896 года команда в полном составе прибыла в Христианию в сопровождении эскадры военных кораблей и была встречена ликованием огромной толпы народа.
Хотя экспедиция не достигла цели достижения Северного полюса, она сделала важные географические и научные открытия. Было установлено, что Северный полюс расположен не на суше и не на постоянном ледяном покрове, а на подвижном, непредсказуемом паковом льду. Северный Ледовитый океан - глубокий бассейн без значительных массивов суши к северу от Евразийского континента. Также Нансеном была доказана теория полярного дрейфа; кроме того, он отметил наличие силы Кориолиса, толкающей лед вправо от направления ветра из-за эффекта вращения Земли. Это открытие было сделано учеником Нансена Вагном Вальфридом Экманом , который позже стал ведущим океанографом своего времени. По программе научных наблюдений экспедиция предоставила первую подробную океанографическую информацию об этом районе; со временем научные данные, собранные во время плавания « Фрама», вырастут до шести опубликованных томов.
Подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, пишите комментарии.
Всем добра и здоровья!