Портрет Елены Александровны Нарышкиной, находящийся сейчас в Третьяковской галерее, — один из лучших женских портретов, написанных Владимиром Лукичом Боровиковским.
Красота девушки притягивает, а сама очаровательная Елена смотрит на зрителя томным и загадочным взглядом, вызывая желание побольше узнать о ней, о том, как сложилась её жизнь.
Елена Александровна — старшая дочь обер-камергера Александра Львовича Нарышкина и статс-дамы Марии Алексеевны Сенявиной , любимой фрейлины Екатерины II . Родилась она в 1785 году, значит, Боровиковский изобразил её в 14-летнем возрасте.
Боровиковский рисовал Елену и ранее, в начале 1790-х, в возрасте 6 или 7 лет. Этот детский портрет сейчас находится в Санкт-Петербурге, в Русском музее.
Дочь Нарышкиных получила хорошее домашнее образование. Она обладала красивым по тембру голосом и кроме общеобразовательных наук изучала музыку. Родители Елены Александровны часто устраивали балы в своём особняке на Английской набережной в Санкт-Петербурге, на которых юная девушка блистала своей красотой. Неудивительно, что у неё было много поклонников.
В 1800 году, 15 июля, Елена вышла замуж. Было ей тогда 14 или 15 лет (родилась она в 1785 году, но неизвестно, в каком месяце). Её мужем стал 15-летний Аркадий Суворов, сын великого полководца Александра Васильевича Суворова, умершего незадолго до свадьбы, в мае 1800 года.
На портрете кисти Лампи-старшего (Johann Baptist von Lampi the Elder) Елена Александровна изображена в год своей свадьбы, незадолго до вступления в брак.
Молодой муж был не намного старше юной жены — он родился 27 августа 1784 года, то есть женился он будучи 15-летним. Понятно, что в 15 лет юноша ещё не готов стать главой и опорой семьи, а больше настроен на развлечения. Так и Аркадий Суворов дому и молодой жене предпочитал охоту и холостые компании, в которых предавался разгулу и играм в карты. Жена в это время скучала дома и принимала ухаживания многочисленных поклонников.
Портрет Аркадия Суворова кисти французского художника Жана-Лорана Монье (Jean-Laurent Mosnier) написан через пять лет после вступления в брак. Писал Монье и его супругу, в ряде источников говорится, что портрет Елены Алексанровны получился очень удачным, она была изображена в образе античной богини. Увы, мне не удалось установить, сохранился ли этот портрет, я смогла найти только упоминания о нём.
Как бы то ни было, брак Елены и Аркадия продлился почти 11 лет, в нём родились четверо детей — две дочери и два сына. В апреле 1811 года во время русско-турецкой войны 26-летний Аркадий Суворов погиб при переправе через Рымник , ту самую реку, на берегах которой его отец одержал одну из своих блестящих побед. Таким образом, княгиня Суворова осталась вдовой в 25 лет.
Оставшись вдовой, Елена Александровна уехала за границу, лишь изредка и ненадолго возвращаясь в Россию. Она жила в европейских столицах, ведя светскую жизнь, а летние месяцы проводила на водах Германии. Ум, красота, образованность, музыкальность и обаяние привлекали к ней внимание. "Она соединяла в себе с замечательной красотой природную живость ума и обаяние нежной и возвышенной души", — писал один из современников.
Следует отметить такой факт из ее жизни: итальянский композитор Джоаккино Россини включил кантату, написанную им ранее в честь именин Елены Нарышкиной, во второй акт оперы «Севильский цирюльник».
Период вдовства продолжался двенадцать лет. У Елены Александровны было много возможностей снова выйти замуж, но она решила посвятить себя воспитанию детей. И только когда дети выросли, а старшая дочь была замужем, она решила устроить свою судьбу.
В 1823 году она вышла замуж за князя Василия Сергеевича Голицына, который был на шесть лет младше её. Василий Сергеевич — внучатый племянник известного всем князя Г.А. Потёмкина-Таврического, фаворита Екатерины Второй.
Свадьба Елены Александровны и Василия Сергеевича состоялась в Берлине и вызвала много пересудов в обществе. Ещё бы не было пересудов: 37-летняя вдова, имеющая четверых детей, стала женой князя, который был моложе её на шесть лет! В январе 1824 года русский дипломат А.Я. Булгаков писал своему брату:
Свадьба Суворовой и здесь всех удивляет. Оба с ума спятили. А кто знает, может быть и примерные будут супруги. Это век вещей необыкновенных.
И новоиспеченные супруги действительно стали "примерными", счастливыми в своём браке.
Выйдя замуж за Голицына, Елена Александровна большую часть времени проводила на юге России, в Одессе и в Крыму — в Симферополе и в имении мужа «Василь - Сарай» , наслаждаясь тихим домашним счастьем, которого была лишена в первом браке.
Периодически княгиня Голицына бывала и в Петербурге. Так 8 февраля 1833 года, описывая бал у Сенявиных, Долли Фикельмон (внучка фельдмаршала М.И. Кутузова) записала в дневнике:
Здесь появилась некогда прославленная красавица княгиня Элен Суворова, которая после очень бурной, очень весело проведённой молодости и очень шумной славы в обществе, несколько лет назад повторно вышла замуж, став женой князя Базиля Голицына, и продвигается к счастливой и спокойной старости. Её история, подобная многим другим, лишний раз доказывает, что не все заблудшие овцы возвращаются в овчарню тернистыми тропами. Среди них есть и такие, для которых тропинка с розами надежнее!
Желание нравиться и прельщать долго не покидало Елену Александровну и явилось предметом едкого замечания князя П. А. Вяземского о «её подведенных ресницах и двух дюжинах парижских зубов». Она дружила с поэтом Жуковским, который любил слушать её пение, и вела переписку с поэтом-слепцом И. И. Козловым.
В конце жизни Елена Александровна почти потеряла зрение, но до самых последних дней сохранила свежесть ума и приветливость, которые делали её приятной и интересной собеседницей. Скончалась она 3 декабря 1855 года в Одессе, где и похоронена.