Найти тему

Они были в Англии в 1942 году раньше В.М. Молотова

Как известно, в 1942 году, когда отношения между союзниками были очень сложными, И.В. Сталин отправил к англосаксонским соратникам своего друга и помощника В.М. Молотова.

В мае-июне 1942 года он на самолете (что было очень рискованно), и практически над враждебной Германией (что уже смертельно опасно) пролетел сначала из СССР в Англию, а затем в США и провел относительно эффективные переговоры.

ТБ-7 (Пе-8) в полете
ТБ-7 (Пе-8) в полете

Но далеко не каждый даже специалист знает, что в марте 1942 года, еще до этого легендарного полета, был другой, проверочный, который должен был проверить, возможен ли вообще полет из СССР в Англию (Великобританию) во время войны. ведь дальности ТБ-7 до Англии хватит, но свободен ли сам маршрут?

И что первый полет провел тот же летчик, который затем, во время второго был вторым, а затем после гибели командира майора С.А. Асямова, – первым. Легендарный Эндель Карлович Пусэп.

В сущности, конечно, такой проверочный полет проводится всегда и всюду, что не снимает героизм и смелость экипажа первого полета. Пусть и им, как людям военным, было достаточно приказа.

Если же говорить о полете, то он начинался, как и любой другой полет, с технической подготовки. Самолет, выбранный в полет (один из ТБ-7 (позднее ПЕ-8)), был проверен и средне отремонтирован. Особенно было уделено внимание двигателям (их у ТБ – 7 осталось четыре), силовая система, вооружение.

Кроме того, в самолете было необходимо провести работы, не характерные для бомбардировщика, – соорудить двадцать кресел. Хотя ТБ-7 и большой самолет, но все кресла в фюзеляж не влезли. Пришлось разместить в бомболюке – по два в каждый, в два этажа. Затем разместить кислородные аппараты и постоянно о них беспокоится. Ведь остаться без кислорода можно было легко и незаметно. и потом так же незаметно задохнуться.

Ну и как это бывает (и на прошлой войне, и сейчас) экипаж, выдавая цель вылета, обманули. Свыше было сообщено, что они должны будут перевезти авиаспециалистов в Англию для подготовки самолетов, которые потом перегонят в СССР. Цель была выделена довольно реальной, в кровавой и беспощадной войне нашей стране не хватало буквально всего, в том числе тяжелых самолетов. О том, что это будет проверочный полет для маршрута В.М. Молотова, им, конечно, не сказали. Ну а те, кто сами догадались – промолчали. Проницательных военных не могут. Тем более, во времена И.В. Сталина и в период войны.

Зато сразу становилось понятна степень опасности – почти половину полета придется лететь около вражеской Германии, и даже прорываться сквозь воздушное пространство оккупированной Дании. ТБ-7 неплохо вооружен оборонительным вооружением, но самое лучшее – пролетать незаметно ночью.

Единственно, чем экипаж немного поблагодарили – это срочно сшили им новое парадное летное обмундирование. И то не для самолюбия летчиков, а чтобы страна была хорошо видна.

В конце 1942 года по приказу главнокомандующего И.В. Сталина военные надели погоны и, соответственно, изменили некоторые другие элементы мундиров. Армия была многомиллионная, и многим военным приходилось ждать очереди, чтобы потом еще подшивать и ушивать полученное обмундирование.

А тут в полк приехал работник со спецателье, на глазок снял размеры, и через двое суток им привезли мундиры точно по размеру.

В остальном же радоваться было нечему. Март – не май, но и в этот месяц темная ночь уже не очень длинна. Задерживаться в полете было нельзя, иначе тихоходный для истребителейТБ-7 окажется в светлое время около Германии и, конечно, вместе с экипажем погибнет.

Первый полет во время войны СССР – Англия планировалось провести 12 марта. Но нелетная погода заставила еще несколько дней ждать, пока пришел приказ:

- Лететь этой ночью!

В 21.00 самолет оторвался от аэродрома – в марте в это время уже темно. Сразу появилась дилемма – для безопасности самолет надо поднять как можно выше. Для ТБ-7 это 10000 метров. Но тогда придется просить всех надевать кислородные приборы. У технических авиаспециалистов практика применения аппарата очень небольшая и из двадцати один-два обязательно задохнется.

Э.К. Пусеп выбрал среднюю линию поведения – набрал такую высоту, где было уже сравнительно безопасно, но пассажиры могли обходится еще без кислородных приборов. Самолет набрался на высоту 4000 метров.

Оккупированная советская Прибалтика мрачно проходила под крылом. Ни вражеская зенитная ПВО, ни истребители самолет не трогали. Так и пролетели над землей.

Маршрут над Балтикой прошелся сначала до Швеции. Потом до датских проливов. Большой самолет был такой маленький в огромном небе. Он незаметно прошел над шведской землей, освещенной электрическим огнем, потом полетел над мрачной оккупированной Норвегией.

У штурманов в полете были свои проблемы. Частые повороты, сильный ветер заставляли постоянно фиксировать положение самолета в небе. Но тучи зачастую не позволяли видеть звезды – главное средство навигации. Наконец, когда были уже около Швеции, штурманы увидели чистое небо и звезды. Самолет снесло аж на 80 километров!

Но уже "зрячие" штурманы твердо шли по проложенному курсу. В районе Датских проливов, правда, англичане обещали помощь радиокомпасов, но их не было. Ничего штурманы выбрались в Англию и без радиокомпасов. Около 6.00 самолет приземлился на английский аэродром. Проверочный полет был успешным, а, значит, самолетом с В.М. Молотовым можно было запускать в воздух.

Дальнейшие события уже выходят за пределы темы статьи. Пробыв несколько суток в Англии, экипаж благополучно вернулся в СССР. До США проверочный полет уже не запускали, поскольку тогда замысел советского руководства был виден очень ярко.