К следующей статье меня, как всегда, натолкнуло действие детей. После физкультуры я лавочку не стала убирать, подумала, будут играть, удобно им будет.
Самостоятельные игры проходят у нас, как обычно: конструкторы, Лего, кубики, пазлы, машины, ну и куклы, конечно. Все по интересам. Иногда кажется, что вытащили все, что можно. Кто же это и, когда уберет? Как ни странно, я не убираю вообще, единственно, когда спят, расставляю игрушки красиво.
После того, как прозвучала команда "сложить все по местам', дети сразу же взялись за "работу". А я в это время только успевала коробочки с конструкторами на шкафчики ставить. И тут слышу шум такой, как в пчелином улье. Поворачиваюсь, а мальчишки дружно взяли лавочку и понесли ее в приемную, где она и стояла.
Дети точно знают, где ее место, поэтому, как и игрушки решили убрать. В первый момент мне хотелось остановить, запретить, ну мало ли, тяжело, уронят. Но потом подошла и немного помогла просто поставить. После того, как я их похвалила, сколько у детей гордости было. Они, как буд-то выросли сразу. Это же не просто игрушки сложить, а работу уже поважнее и серьезнее выполнили. Теперь у нас, как традиция, после занятий относим лавочку.
А я хочу только сказать, что ленивых детей не бывает, бывают просто не заинтересованные дети, или нет просто мотиваций. Я исключаю тот момент, если ребенок болен.
Понаблюдайте, сколько ребенок в день говорит, "я сам". Это и есть то самое желание работать, делать все самостоятельно. Если хочет, ребенок подмести пол или помыть его, не отказывайтесь. Дайте ему эту возможность. Да, он может развести грязь, или запачкать мокрой тряпкой стены. В первый раз все у всех плохо получается. Но, зато, вам не нужно будет прибраться в его комнате, когда малыш подрастет.
Нельзя так же не учесть и темперамент. Он оказывается тоже влияет на "лень".
Есть у нас очень интересный мальчик. Он точно флегматик. Так, как же он долго кушает, одевается, собирает игрушки. Дети уже давно другие дела делают, а он только что-то доделывает. Ну, как его обвинять в том, что он ленив? Поведение, как у настоящего профессора, не торопится, все делает сосредоточенно, с какими-то своими мыслями.
Или, скажем холерик. Знаю одного такого, так он с таким усердием играет кубиками или железной дорогой, что все его энергетические затраты уходят на этот процесс. Для него это настоящая работа, как и для нас. Мы же устает после работы. Так и он устает. Все, убирать на места игрушки сил нет, убирай сама. Так его мама делает так. Она сразу все превращает в огромную стройку супермаркета. Подключает строителей, комбайны, грузовики, экскаваторы, мусорные машины, благо у них много этого добра, и все это моментально ставится на места. Ребенок никого не подпускает. Все делает сам.
Так же и у младших школьников, за старших не говорю, там, возможно, упущено многое. Дети могут просто сначала не успевать, или им становится не интересно, или появляется мысль, что учеба не ему нужна, а родителям. Просто нужно в этом разобраться.
Я почему сейчас пишу о самых маленьких? Потому, что именно в этом возрасте можно все исправить, привить навыки, привычки. Разобраться, в чем причина. Поговорить, поиграть Немного вашей фантазии и терпения. Распределяйте все обязанности, начиная с того момента, как ребенок ходить начинает. Многие жалеют ребенка, маленький ещё, успеем, потом будем учить, после него ещё больше уборки будет и тому подобное. Но потом может и не наступить. Это будет уже лень.