Звание «Герой Советского Союза» было учреждено Постановлением Центрального Исполнительного Комитета СССР от 16 апреля 1934 г. и присваивалось Президиумом Верховного Совета СССР за заслуги перед государством, связанные с совершением геройского подвига.
Справка: Историческим событием, с которым связано наибольшее количество присвоений этого звания, безусловно, стала Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. За героические подвиги в годы войны этого звания были удостоены 11 600 человек (в т.ч. 115 человек – 2 раза и 2 человека – 3 раза).
Дальневосточники внесли огромный вклад в победу всего советского народа над врагом, в том числе, - участвуя в боевых действиях на западе СССР. Однако, - кто же из них стал первым Героем Советского Союза в ходе военных действий?
Оказывается, первым из жителей Дальнего Востока, кто был награждён медалью «Золотая Звезда» оказался военный лётчик Леонид Илларионович Иванов. Несмотря на то, что он не являлся коренным жителем Хабаровского края, Леонид Илларионович длительный период времени жил и служил в г. Хабаровске. Что же нам известно об этом герое?
Родился Леонид Иванов 08.09.1909 г. в г. Кашира Московской области в семье рабочего. После окончания семилетней железнодорожной школы он поступил в школу взрослых повышенного типа в г. Саратове и, одновременно, работал разнорабочим трамвайного парка. Летом 1930 г. Леонид поступил на завод «Красный пролетарий» г. Москвы, где работал фрезеровщиком и окончил 2 курса вечернего отделения механического института «Станкин».
В мае 1932 г. по партийной мобилизации направлен в РККА. К 1935 г. окончил 7-ю Сталинградскую военную авиационную школу лётчиков, после чего служил в авиационных частях Ленинградского военного округа и, длительное время, - в истребительной авиации на Дальнем Востоке, в г. Хабаровске.
В 1940 г. Л. И. Иванов был переведен на запад, где принял участие в боях советско-финской войны на мурманском направлении, а по окончании военных действий – продолжил службу в составе 147-го истребительного авиационного полка под г. Мурманск.
Ранним утром 22.06.1941 г. личный состав 147-го истребительного авиаполка был поднят по боевой тревоге. На построении военнослужащим было объявлено о нападении Германии на СССР и о необходимости рассредоточить и замаскировать боевую технику, быть готовым к боевым действиям. Полк должен был иметь дежурную авиаэскадрилью. 4-я эскадрилья (истребители И-15-бис) под командованием Л.И. Иванова получила приказ перебазироваться на аэродром 137-го скоростного бомбардировочного авиаполка для прикрытия от врага аэродрома (где базировалась эскадрилья бомбардировщиков) и г. Кандалакши.
Наступление фашистских и союзных им финских войск на советское Заполярье должно было осуществляться в ходе операции под кодовым названием «Голубой песец». Главной целью этой операции являлась изоляция Кольского п-ва и Мурманской области от тыловых районов СССР. Для этого войска противника уже с 29 июня 1941 г. (с 1 июля – на Кандалакшском направлении) должны были развить наступление в направлении стратегически важной для СССР Мурманской железной дороги, г. Кандалакши и г. Беломорска – к Белому морю. В ходе осуществления операции «Голубой песец» враг планировал также провести иные операции: «Северный олень» (по захвату никелевых рудников в Печенгской области), «Черно-бурая лиса» (по захвату г. Мурманска). Однако упорная оборона советских войск в Заполярье не позволила противнику осуществить свои планы.
Ожесточенные бои развернулись не только на земле, но и в небе. Начиная с 24.06.1941 г. противник начал первые ожесточенные бомбардировки аэродромов и промышленных объектов Мурманской области. Во время первой бомбардировке аэродрома, произошедшей 24.06.1941 г. старший лейтенант Л.И. Иванов не сумел догнать идущих на значительной высоте и с большой скоростью вражеские бомбардировщики: «24 июня день выдался пасмурный, небо было затянуто сплошными, низко нависшими над землей облаками. В такой день никто не ждал появления фашистских самолётов. А они прилетели. И не только появились в районе аэродрома, но и бомбили его. Когда старший лейтенант Иванов прибежал к своему самолёту, фашисты уже сбрасывали бомбы на аэродром. К счастью, делали это бомбардировщики из-за облаков и с большой высоты, и их налёт оказался неэффективным.
Старший лейтенант Иванов первым успел взлететь и, не дожидаясь других лётчиков своей эскадрильи, бросился в погоню за бомбардировщиками. Но нагнать группу «Юнкерсов» и «Хейнкелей», шедших обратным курсом после бомбометания на большой скорости и высоте, он не смог. Помешала этому и плотная многоярусная облачность» («Герои ленинградского неба». – Л.: Лениздат, 1984.).
Первое боевое крещение эскадрилья Л.И. Иванова приняла уже на следующий день, вступив в бой в небе на подступах к аэродрому с вражескими бомбардировщиками и истребителями: «На следующий день бомбардировщики повторили налёт. На этот раз посты воздушного наблюдения и оповещения своевременно сообщили об их приближении. По сигналу «воздушная тревога» Иванов не только успел поднять всю свою эскадрилью в воздух, но сам вместе со своим ведомым лейтенантом Филимоновым успел перехватить фашистские самолёты на подходе к аэродрому. Большая группа «Юнкерсов» и «Хейнкелей» шла в сопровождении истребителей Ме-109 и Ме-110.
Невзирая на огромное численное превосходство врага, комэск, качнув крыльями своего истребителя и таким образом дав команду своему ведомому «Атакуем!», пошёл навстречу вражеским бомбардировщикам. Охранявшие их «Мессершмитты», видимо, не заметили приближавшиеся советские истребители. Когда же на них невесть откуда свалилась пара советских «ястребков», не успели ничего предпринять. Удар пришёлся по центру строя. С первой же атаки один «Юнкерс» сильно задымил, потом с резким снижением пошёл вниз. Фашисты засуетились, строй стал расползаться. Тем временем Иванов и Филимонов снова начали атаку. Теперь их главный удар был по флагману. Иванов метров с 30 полоснул по нему из всех своих пулемётов. Он видел, что попал. Но флагман не горел и не падал, хотя и сделал глубокий крен на левое крыло.
В это время подоспели остальные лётчики эскадрильи. Теперь их стало шестеро. Но к тому времени пилоты «Мессершмиттов», видимо, уже разобрались в воздушной обстановке и стали наседать на наших истребителей. Почти над самым аэродромом закрутилась огненная карусель воздушного боя, которая окончательно расстроила боевые порядки вражеских бомбардировщиков. Организованной бомбёжки у фашистов не получилось. Некоторые из них, попав под удары советских «ястребков», вынуждены были сбросить бомбы куда попало и ретироваться с поля боя. Правда, прорвавшиеся к аэродрому «Юнкерсы» бомбили его с пикирования и нанесли немалый урон ничем не защищённым бомбардировщикам 137-го истребительного скоростного бомбардировочного авиаполка. Сильно повреждено было и лётное поле.
И всё-таки массированный налёт фашистов на аэродром и в этот раз был сорван советскими лётчиками.» («Герои ленинградского неба». – Л.: Лениздат, 1984.).
В воздушных боях 26-27.06.1941 г. он сбил лично 2 самолёта противника, транспорты которого пытались «волнами» прорваться к крупному железнодорожному узлу и аэродрому – г. Кандалакше и уничтожить его. Советским пилотам приходилось делать по 5-7 боевых вылетов в день, что очень изматывало силы.
Утром 28.06.1941 г. на аэродром вновь поступил сигнал о приближении групп вражеских самолётов к аэродрому Африканда и г. Кандалакше. Командир 4-й эскадрильи 147-го истребительного авиационного полка старший лейтенант Иванов первым поднялся в небо и в одиночку принял бой против 7 вражеских истребителей. Маневрируя и постоянно атакуя противника он пытался тем самым «выиграть» время для своих подчиненных, которые только поднимались в небо. В неравном бою Л.И. Иванов был сбит и пал смертью храбрых. Однако эскадрилья советских истребителей успела подняться в небо и заставила врага ретироваться.
За образцовое выполнение заданий командования на фронте борьбы с германским фашизмом и проявленные при этом отвагу и геройство Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22.07.1941 г. старшему лейтенанту Леониду Илларионовичу Иванову посмертно было присвоено звание «Герой Советского Союза».
Герой-лётчик был похоронен в поселке Африканда Мурманской области. Его имя носит одна из улиц г. Каширы.
Необходимо отметить, что о жизни и подвигах Леонида Илларионовича Иванова известно очень немногое. Но, как сказал известный поэт, публицист и прозаик Фёдор Иванович Глинка: «Истинный герой отличается простотою нравов и нежностию чувств в мирное время, мужеством и храбростию на брани и пламенной любовью к Отечеству» .
Подписывайтесь на наш канал, записывайтесь на наши онлайн-занятия по истории, оставляйте свои комментарии.
#история #самолёт #авиация #москва #хабаровск