Найти в Дзене
Божественные комедии

"Сита и Рама". История в мифе. Правда о ссоре Васиштхи и Вишвамитры

Как, по мнению историков, было на самом деле :)

Итак, дорогие мои читатели, в первую очередь хочу принести извинения за случившуся по причине нездоровья скудость историко-мифологических статей и комментариев, которыми я оделила только "Поруса". Так вернемся, благословясь, к нашей "Рамаяне".

Не так давно мы видели знаменитую историю о том, как поссорились великий мудрец и великий царь, изложенную очень близко к тексту легенды. Но есть ли у легенды историческая основа? Оказывается, есть, хоть и закопанная очень глубоко. Как раз на глубину "это было давно и неправда". А что было, и где правда? Докопаться архисложно.

Для начала нужно сказать: индийская историческая наука (именно историческая, а не только богословская) признает реально существовавшими главных действующих лиц: риши Васиштху, риши Вишвамитру и причину их ссоры -- нет, отнюдь не корову, а быка среди раджей того времени, победителя Дашараджна-йуддхи (Битвы десяти царей), доблестного Судаса. На ту самую Дашараджна-йуддху, в которой Судас сумел одержать победу, покорив себе пять первых арийских племен Пенджаба и их союзников, вся ситуация и завязана.

Сложнее с подробностями. Итак. Место действия -- Пенджаб, где осели и к тому времени успели вполне обжиться (настолько, что освоили земледелие) пять наиболее влиятельных племен (панча джана) первой арийской волны, перечисляемые "Ригведой": Пуру, Друхью, Ану, Турваша и Яду. Лидируют в пятерном союзе пуру -- с тех пор как их царь Трасадасью силой объединил эти племена, принеся для этого великую жертву: он использовал для ашвамедхи собственного любимого коня. Народ был потрясен: даже имя "скакуна, приносящего награды", не было забыто: Дадхикраван. Некое время спустя царь Судас -- вождь бхаратов и тритсу, -- бросив вызов арийской великолепной пятерке, побеждает их и их союзников на реке Паруни (Рави) и подчиняет своей власти.

Далее имеется множество разночтений относительно того, "кто есть кто и кто был кем". Бхараты официально числятся ветвью племени пуру, что далеко не факт: родословные в позднейших преданиях сплошь и рядом увязывались задним числом как Индра на душу положит, абы только свести всех воедино. Есть мнение, что в действительности бхараты пришли со второй волной арийских переселенцев.

Затруднительно также сказать, был ли Судас царем бхаратов или тритсу. Скорее, конечно, бхаратов, потому что в Ригведе царь бхаратов Диводаса, проведший племя через Гиндукуш, назван отцом Судаса, а победа Судаса кладет начало тому возвышению бхаратов, расцвет которого мы видим в "Махабхарате", где именно они являются самым уважаемым царским родом, вся подвластная арийским народам страна носит их имя (Бхарата Бхуми или Бхарата-варша), а Курукшетра, где они обитают -- священное место. Тем не менее Судаса периодически именуют и царем тритсу, и понимай как хочешь (возможно, имеется в виду, что тритсу признали его царем, когда согласились пойти под его руку).

Противники Судаса поименованы "не приносящими жертв", и иди знай, это просто пропаганда и брань в адрес врага, или и впрямь обжились так, что стали отходить от древних обычаев. Этому, кстати, могло поспособствовать смешение с местными племенами (упомянутое в числе союзников племя матсья ("жадное, как голодные рыбы") считается индоарийским, при этом включено в список "не приносящих жертв", а жена Шантану Сатьявати -- царевна матсьев -- чернокожая!). Веды тоже света особо не проливают, но возможно я просто недостаточно разбираюсь в вопросе. Так что, сложив почтительно ладони, обращаюсь к самому авторитетному специалисту, гуру индийских ведологов, брахману и прямому потомку Васиштхи -- Рамачандре Нараяну Дандекару.

Что ж, уважаемый гуру Р. Н. Дандекар как раз придерживается мнения, что бхараты были не ветвью пуру, а самостоятельным племенем, и составляли вторую волну арийской миграции. Их предводитель, -- дерзкий, энергичный и честолюбивый Судас -- решает побороться за первенство. Его пурохита -- верховный жрец племени бхаратов -- вполне стоит своего царя. Жреца зовут Вишвамитра...

Подойдите, о потомки Кушики, обратите внимание,
Отпустите коня Судаса, (чтобы он завоевал) богатство!
Пусть царь убьет Вритру на востоке, на западе, на севере,
А затем пусть принесет жертву на лучшем (месте) земли!

Я, кто эти обе половины вселенной,
(Кто) Индру прославил, –
Это заклинание Вишвамитры
Охраняет народ Бхаратов.
Ригведа, III, 53

Однако идея довольно-таки самоубийственная -- против "великолепной пятерки" бхараты в меньшинстве. Нужен союзник, причем сильный союзник! Судас решает привлечь на свою сторону племя тритсу, обитающее к северо-западу от панча джана. Р. Н. Дандекар не утверждает на сто процентов, были ли тритсу независимы от пяти племен -- я и подавно не буду. Но скорее всего да. Вопрос в том, что соблазнить тритсу Судасу было особо нечем... Кроме как убедить человека, не менее влиятельного, чем любой вождь. Верховного жреца тритсу. Васиштху.

И Судас делает рокировку. Он отправляет в отставку Вишвамитру и предлагает Васиштхе должность пурохиты бхаратов. Васиштха соглашается. Союз заключен: бхараты и тритсу объединены, Судас -- военный вождь, Васиштха -- главный жрец. Цель -- завоевание господства в регионе, подчинение бхаратам и Судасу всех арийских племен, неарийских, если сунутся под руку -- тоже... Как видим, легенда таки погрешила против истины: именно Васиштха увел дойную корову -- Судаса -- у Вишвамитры, не наоборот.

Оскорбленный Вишвамитра не намерен спускать свое бесцеремонное увольнение ни Судасу, ни Васиштхе. Он отправляется к панча джана, сообщает им о завоевательных планах бхаратов и тритсу, и буквально собирает тот самый "союз десяти царей". К слову, племен там было не десять, а больше. Однако, как и гласит легенда, усилия Вишвамитры не увенчались успехом: генеральное сражение, Дашнараджна-йуддху, Судас выиграл, причем свою победу он искренне ставил в заслугу советам и молитвам Васиштхи.

Состязаясь (друг с другом,) примчались здесь к тебе
Эти радующие (тебя) песни, стремящиеся к богу.
Да обратится к нам путь твоего богатства!
Да будем мы у тебя в милости, о Индра, (и) под твоей защитой!

Желая подоить тебя как дойную корову на тучном пастбище,
Васиштха подослал (к тебе) молитвы (словно теленка).
Только тебя мне называли все пастырем коров.
Пусть Индра придет на нашу прекрасную молитву!

Даже разлившиеся потоки Индра
Превратил для Судаса в легкопроходимый брод.
Дерзкого Шимью он сделал (проклятьем) новой песни,
(А его) наглые речи – сплавом рек.
Ригведа, VII, 18

Сражение оказалось куда тяжелее, чем Судас ожидал. В какой-то момент вражеские войска загнали его в угол, прижав к реке. Судасу удалось найти брод и переправиться, а перед его преследователями река разлилась как Красное море перед фараоном, царю осталось добить тех. кто не утонул. Это было приписано заступничеству Индры по молитвам Васиштхи.

Окруженные в битве десяти царей, они смотрели
Вверх на небо, умоляя, словно мучимые жаждой.
Индра услыхал восхваляющего Васиштху:
Он создал для тритсу широкое пространство.
Ригведа, VII, 33

Но Васиштха, одержав победу не только над врагами, но и над жрецом-соперником, потерял в сражении много "сыновей и учеников" -- окормляемых им воинов тритсу и бхаратов, так что в том, что касается его скорби, легенда тоже наверное права.

Однако откуда же взялся тот образ волшебной коровы, способной одарить любыми необходимыми благами, обладанию которой позавидовал Вишвамитра? Он тоже не случаен. В своих гимнах, адресованных Варуне, Васиштха благодарит небесного самраджа, наделившего его за усердное служение "пестрой коровой" -- "речью" -- даром магического жреческого красноречия, обладание которым и делает человека риши.

Бык среди мудрецов, ответил Великому царю Вишвамитре: "Ни за сотни тысяч коров, Ни даже за тысячу миллионов, Ни за горы золота и серебра Я не отдам тебе, царь, Шабалу. Она, о губитель врагов, Не должна со мной разлучаться. Шабала будет всегда со мной, Как честь у твердого духом. В ней — источник моей жизни, Мои жертвенные возлияния; н От нее зависят жертвы богам И жертвы божественным предкам, От нее — и обряды мои, и молитва, И всевозможные знания; На ней, о царственный риши, Зиждется мое довольство. Она, поистине, все для меня, От нее все, чем я владею!
Рамаяна

И верно, как можно отдать кому-то талант? Он же не тюрбан, чужого не наденешь. Видимо, ко времени окончательного оформления легенды люди уже подзабыли, а какой "корове" шла речь изначально. Кстати, помним описание "Рамаяны", как оскорбленная покушением похитителя корова, способная одарять любыми благами, начинает производить войска? Вот-вот.

Ни с чем не сравнима твоя сила, И нет сильнее тебя, Васиштха. Вишвамитра — великий воин, Но твоей силе нет предела! Только прикажи, сиятельный, И, исполнившись силой брахмана, Я уничтожу у этого злодея И гордыню его, и силу". На эти, о Рама, слова коровы Ответил прославленный Васиштха: "Сотвори же войско, способное Уничтожить самую сильную силу!" Услышав слово его, Сурабхи, Громко замычав, сотворила Сотни воинов пахлавов, Излив их из своего вымени. И они на глазах Вишвамитры Принялись истреблять его войско...
Рамаяна

Надо думать, та божественная сила волшебной "коровы", что была задействована в данный момент, ныне именуется "дипломатией", способной привести союзные войска туда, где противник не ожидал их увидеть. Так и представляю Васиштху, произносящего речь с броневика колесницы...

Видимо, во владении "пестрой коровой" Васиштха и впрямь ощутимо превосходил Вишвамитру.