Найти тему
Светлячок

Как же здорово, что мне не надо сдавать ОГЭ или ЕГЭ

Про ОГЭ и ЕГЭ сказано уже много. Отношение к ним вряд ли можно назвать положительным. Но я хочу сказать немного о другом.

Четыре года назад старшая дочь обратилась ко мне за помощью по поводу подготовки к ОГЭ. Дочь много читает, пишет почти без ошибок, но вот теория русского языка ей не давалась.

Мне это знакомо. Я, освоившая чтение уже в 4 года, прочитавшая ещё до школы множество книг, правилами почти никогда не пользовалась. За редким исключением.

Если быть совсем точной, то дело обстояло так. Когда вызывали к доске, чтобы рассказать какое-либо правило, я сначала вспоминала как пишется то, о чем надо было рассказать. Потом подставляла известные мне окончания, суффиксы, склонения и прочее (что требовалось) в правило. И только потом уже озвучивала само правило.

При этом теория о сложносочинённых и сложноподчинённых тоже особо никогда мною не изучалась. Основу знала, чтобы более-менее грамотно писать. Больше обычно не требовалось. При необходимости всегда можно открыть нужный справочник (теперь интернет) и найти всё необходимое.

И дочке я говорила про сложносочинённые и сложноподчинённые предложения всё так, как помнила. Но дернул меня ... посмотреть в нынешних справочниках. А там увидела определение, которое не то, что запомнить - его даже осознать было сложно! И это мне, взрослому человеку!

Самое любопытное, что в определении фигурировало понятие "предикатив". Я не то, что забыла о том, что же это такое... Собственно, я этого никогда и не знала. Ну не было у нас в учебниках такого термина!

Стала смотреть дальше в интернете.

Согласно тому, что смогла разыскать: чешские лингвисты придумали термин для русского языка! Ничего себе!

Попробовала запомнить. Ну, конечно, если надо было бы ответить на уроке, я б смогла выучить. Но вот смысл ускользал. Может, потому что я прекрасно понимала, что в реальной жизни это ну никак не может пригодиться. Дочке я тогда сказала, что пусть готовится как может. Даже если вдруг не сдаст, ничего страшного не произойдет. Но также сказала и то, что, скорее всего, всё у неё получится.

Вот такое состояние у нынешних школьников встречается нередко. (Изображение создано с помощью приложения Шедеврум автором публикации)
Вот такое состояние у нынешних школьников встречается нередко. (Изображение создано с помощью приложения Шедеврум автором публикации)

Самое любопытное для меня во всем этом заключается в следующем. Когда в этом году попыталась найти то определение, что так меня удивило, не смогла! Теперь в учебниках вполне адекватные разъяснения. И сам термин "предикатив" имеет несколько иное значение.

За три года так сильно всё изменилось? Не понимаю.

Но тогда, в 2020, я полистала учебники новые и старые, и у меня появилось стойкое ощущение, что детей не просто перестали учить мыслить. Им, будто нарочно, усложняют подачу материала. Чтоб как можно меньше людей могло понимать, о чём собственно речь.

В начале 20-го века, когда читать умели далеко не все, по-видимому, старались упростить. Именно, чтоб дошло до каждого. А тут всё ровно наоборот.

Уж не знаю, намеренно ли, от глупости, а, может, другие мотивы.

При этом за минувшие четыре года создалось впечатление , что ситуация начала медленно меняться в лучшую сторону. Могу ошибаться, поскольку со школой дела не имею, мои дети давно уже на семейном обучении. И общая картина остаётся пока весьма удручающей, но появилась надежда, что маленькие шаги, предпринимаемые обычными людьми потихоньку что-то меняют.

А вы как думаете? Поделитесь, пожалуйста, своим мнением в комментариях.