Афиша на идише первого концерта М. Элиас [1].
За месяц до концерта актрисы Мириам Элиас в Каунасе "די אידישע שטימע" [ ди идише штиме, на идише: идишский голос ] [2] поспешила обрадовать ценителей искусства, что что она приняла предложение местных литературных и художественных кругов выступить в столице, уверяла, что в программе номера, которые зритель везде принимает с восторгом; а имя артистки известно во всём мире. А по приезде в информации о ней только суперлативы: интересная, необычная, высоко образованная, необыкновенно талантливая женщина. Информацию о гастролях М. Эллиас публиковали газеты «Lietuvos žinios“ [3] [ летувос жинёс, лит. яз.: вести Литвы ] и «Эхо» [4], которая за три дня до первого выступления гостьи поместила заметку
« 22 февраля состоится в Каунасе единственный концерт-матине знаменитой еврейской артистки М. Элиас, бывшей примадонны «Габимы» и артистки Еврейского художественного театра в Нью-Йорке. Мириам Элиас является чрезвычайно интересной и яркой личностью. Удивительная гармония мимики, пения и чувства поставили её в первые ряды лучших артистических сил. Госпожа Элиас приехала в Каунас из Берлина, где её выступления оказались театральной сенсацией и важным событием настоящего сезона. Вся германская печать поместила восторженные отзывы об искусстве талантливой артистки. Выступление госпожи Элиас в Каунасе уже ожидается давно и вызвало сейчас большой в театральных и художественных кругах нашей временной столицы ».
Эхо, 1930, 19 февраля.
22 февраля 1930 в Государственном театре прошёл концерт М. Элиас [организаторы извещали, что единственный ]. Актриса показывала сцены из «Дибука» [5], музыкальную, народную легенду «Мониш» и «После похорон» И. Л. Переца [6], «На реках вавилонских», юмористическую «Катерину — молодицу», сценку «Софистика», декламировала главы из Танаха [7] так, как это свойственно североамериканским неграм, и др.
Аккомпанировала молодая каунасская пианистка Надежда Дукстульски [8], в сцене из «Дибука» роль hенаха исполнил актёр каунасской Ивритской студии Куприц.
М. Элиас в роли Ханана в «Дибуке».
Здание и зал Государственного театра, вмещавший 500 человек.
И на этот раз не нарушена хорошая традиция — рецензия выступления. В статье «Концерт Мириам Элиас» дана профессиональная оценка и артистического уровня, и представленных номеров, она в «Дибуке» — это мистически экзальтированный образ, нежная — в лирическом мужском образе, и такая благородная и духовная ». Через несколько дней появилась статья «Еврейская актриса», автор определил её как штрихи к беседе с актрисой:
Вот её начало: « Выступление Мириам Элиас потрясло подлинным дыханием возвышенного еврейского искусства. Уже чисто внешне импонирует элегантная хрупкость фигуры, тоска во взоре, изумительная пластичность рук, серебристая матовость голоса, способность удерживать внимание одним своим присутствием ».
Статью дополнили фотографией Мириам [ если вы и видели её на сцене, посмотрите ещё раз на эту обаятельную харизматичную женщину, а тем, кто не видел — хоть такое утешение ].
После большого успеха первого концерта, который стал событием в еврейской театральной жизни, М. Элиас уступила просьбе поклонников выступить в Каунасе ещё раз. Концерт был назначен на 3 марта также в Государственном театре.
Афиша на идише.
А до концерта 3 марта в столице М Элиас встретилась с её поклонниками в трёх городках-счастливцев.
Афиша на идише о концертах в Шяуляй, в штетлех Кибартай и Панявежис.
Из тех же городков, которые считали себя несправедливо обойдёнными, приходили десятки писем с приглашениями приехать к ним. К сожалению, актриса отвечала отказом, так как её визит в Литву кратковременный. На следующий день после своего второго выступления в столице она выехала в Шяуляй, выступила там с заключительным концертом и уехала в Ригу.
Примечания:
[1] Мириам Элиас. http://museumoffamilyhistory.net/yt/lex/E/elias-miriam.htm
[ 2 ] Орган Организации сионистов Литвы, Каунас, 1919 –1940 гг. Ведущая и самая тиражная газета на идише межвоенного периода, в 1931 – 1933 тираж 5500 экземпляров. Имела собственных корреспондентов в Берлине, Париже, Нью-Йорке, Тель-Авиве, Иерусалиме, Лондоне и др. городах. Вышло 6623 номера.
[3] „Lietuvos žinios“ – политическая, общественная и литературная газета, Вильнюс 1909 – 1915 гг., Каунас 1922 г. – 1940 г., вышло 6333 номеров.
[4] «Эхо» – литературно-политическая ежедневная газета, Каунас, 1920 – 1940 гг.
[5] «Дибук» – в годы Первой мировой войны Ш. Ан-ским было написано самое значительное из его художественных произведений — пьеса «Дибук, или меж двух миров», принесшая ему мировую известность. В основу пьесы был положен сюжет из еврейских народных преданий. Молодой человек, разлучённый с невестой, заключает договор с дьяволом и продаёт ему душу. После смерти его душа становится дибуком — демоном, который вселяется в девушку и делает её одержимой . Демона удаётся изгнать , но девушка умирает. На сюжет пьесы оказало влияние знакомство Ш. Ан-ского с еврейской народной мистикой , в частности, с мистикой хасидизма.
[6] И. Л. Перец Перец, Ицхок-Лейбуш — Википедия (wikipedia.org) https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%86,_%D0%98%D1%86%D1%85%D0%BE%D0%BA-%D0%9B%D0%B5%D0%B9%D0%B1%D1%83%D1%88
[7] Танаха Танах — Википедия (wikipedia.org)
[8] Надежда Дукстульски https://en.wikipedia.org/wiki/Nadezhda_Dukstulskaite
[9] Выступала в Каунасе, Кибартай, Ионаве, Панявежисе, Шяуляй