Найти в Дзене

Русский румынский святой

"А что, такое может быть? — спросите вы. — Либо уж русский, либо румынский". Ответ на самом деле прост. Хочу поделиться с вами тем, что в лике святых Румынской Православной церкви прославился наш соотечественник. Да, я тоже удивилась, узнав об этом. А что известно об этом человеке? Единственное упоминание о нем связано с житием святого Паисия (Величковского), одного из светильников Русской Православной Церкви. Это был его наставник, который постриг будущего святого в мантию с именем Паисий в 1750 году на Афоне. Святой благочестивый Василий из Пояна Мэрулуй... Оказывается, это один из самых известных делателей и учителей Иисусовой молитвы в XVIII веке. Родился он в 1692 году недалеко от Полтавы, на территории современной Украины. Взяв крест Христа с юности, святой Василий не нашел на родной земле спокойствия и условий для монашеской жизни. Эти времена были чрезвычайно тяжелыми для православных подвижников. Брестская уния с ее горькими последствиями давала о себе знать. Православные мо

"А что, такое может быть? — спросите вы. — Либо уж русский, либо румынский". Ответ на самом деле прост. Хочу поделиться с вами тем, что в лике святых Румынской Православной церкви прославился наш соотечественник.

Да, я тоже удивилась, узнав об этом. А что известно об этом человеке? Единственное упоминание о нем связано с житием святого Паисия (Величковского), одного из светильников Русской Православной Церкви. Это был его наставник, который постриг будущего святого в мантию с именем Паисий в 1750 году на Афоне. Святой благочестивый Василий из Пояна Мэрулуй... Оказывается, это один из самых известных делателей и учителей Иисусовой молитвы в XVIII веке.

-2

Родился он в 1692 году недалеко от Полтавы, на территории современной Украины. Взяв крест Христа с юности, святой Василий не нашел на родной земле спокойствия и условий для монашеской жизни. Эти времена были чрезвычайно тяжелыми для православных подвижников. Брестская уния с ее горькими последствиями давала о себе знать. Православные монастыри или вовсе закрывались, или обращались в униатские. Монахи не находили ничего лучшего, как бегством спасаться от преследования. Румыния расположена на перекрестке между Православным Балканским полуостровом, где сияла гора Афон, и Православной Россией. Благочестивый Василий нашел в этой стране наиболее подходящее место для возобновления монашеской жизни. Он поселился в монастыре Дэльхэуц, где находится знаменитая израненная икона Богородицы.

-3

Здесь он познал глубины Священного Писания и прочитал многие сочинения Cвятых Отцов.

-4

Получив рукоположение в священники в 1715 году, когда ему не было и 30 лет, наш соотечественник стал настоятелем монастыря Дэльхэуц и известным правителем душ. В течении двух десятилетий благочестивый Василий собрал вокруг себя общину из более чем 40 монахов-отшельников, которых обучал послушанию, смирению, молчанию и тайному деланию Иисусовой молитвы. Таким образом, игумен Василий делает из своей общины истинную духовную школу исихастской жизни. Порядок настоятеля Василия был таков:

жить в полной гармонии, ежедневно читать Священное Писание и Святых Отцов, практиковать Иисусову молитву, сохранять разум чистым, кушать один раз в день и причащаться еженедельно.

В 1749 году исихастское движение, зародившееся вокруг благочестивого Василия, официально признали патриархи Иерусалима, Александрии и Антиохии. Таким образом, существование румынского исихазма связано с именем нашего земляка. Его ученики из Мунтэнии, Молдовы, Трансильвании и России жили в совершенной любви и гармонии. Затем, уже не в состоянии поместиться в Дэльхэуц, часть из них осваивается в окружающих скитах и монастырях. Между 1730-1733 годами благочестивый Василий обновляет пустынь Пояна Мэрулуй в горах Бузэу, куда уйдет позже вместе с двенадцатью учениками.

-5

Из этого уединенного места он будет духовно вести всех отшельников и монахов гор Бузэу, и эти горы назовут "второй Святой горой". Периодически святитель будет посещать каждый скит в этом районе лично или наставлять в духовных письмах. Живя в чистоте души и практикуя сердечную молитву, благочестивый Василий приучал своих учеников к непрекращающемуся призыву имени Христа:

"Господи, Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй мя грешного".

Этому искусному учителю молитвы удалось гармонично совместить в обителях Бузэу и Вранчи аскетическую суровость монашеской жизни на Синае и Афоне с мистическим опытом славянского подвижничества. Святитель Василий создал настоящий поток духовного обновления в румынском монашестве середины восемнадцатого века. Это великое течение распространится на все православные страны в конце восемнадцатого и начале девятнадцатого веков. Знаток святоотеческих писаний и хороший переводчик, наделенный даром прекрасного письма, святитель Василий оставил после себя некоторые глубокие сочинения об исихастском труде сердечной молитвы. Среди них "Слово о хранении разума", рукописи о молитве и духовном росте, предисловия к некоторым трудам Отцов Церкви — Нила Сорского, святого Исихия, Григория Синайского. Его работы перевели на румынский язык и переписали в десятки рукописей, которые хранились в церковных и монастырских центрах Румынии. Найдено 58 написанных им текстов. Достигнув размеров великих отшельников, благочестивый Василий отдал душу в руки Господа 25 апреля 1767 года, оставив после себя многих последователей. После кончины святителя продолжателем монашеских традиций исихазма и "умной молитвы" станет его ученик святой Паисий Нямецкий (Величковский).

-6

За чистую жизнь, посвященную служению Господу, и за его святые дела Священный Синод Румынской Православной Церкви в 2003 году канонизировал святого благочестивого Василия из Пояна Мэрулуй с датой празднования 25 апреля.

Фото с сайта https://eprb.ro
Фото с сайта https://eprb.ro

К сожалению место его упокоения на сегодняшний день не известно. Может быть придет время, когда по милости Божией будут явлены миру мощи такого светильника православия. Святой отче Василие, предстоя пред Господом, поминай в молитвах и нас, твоих соотечественников!