Найти тему
Crimiz Lite

«Он был великий артист…»

В нынешнем году Крымскому академическому русскому драматическому театру им. М. Горького исполняется 200 лет. Он — старейший в Крыму и один из старейших на юге России.

Его истоки уходят к 1821 году. Именно тогда в Симферополе поселился московский купец Волков, однофамилец выдающегося русского актёра, заядлый театрал. Не желая расставаться с любимым увлечением в городе, культурная жизнь которого разнообразием не отличалась, он решил создать в Симферополе театр. Для этого взял в аренду длинный каменный сарай при доме Дворянского собрания. Здание было наскоро перестроено: заложены выходившие во двор арки, устроена небольшая сцена. В партере расставлены деревянные скамьи, оборудованы ложи. Никакой внутренней отделки не было, лишь пол покрыли досками. Вскоре состоялись первые спектакли. Ныне можно встретить мнение, что Волков был скорее предприимчивым купцом, чем романтичным поклонником Мельпомены, и театр стал для него средством для получения выгоды. Так это или нет, сложно сказать, вряд ли симферопольский театр принёс Волкову значительный доход. Хочется верить, что двигала им именно любовь к сценическому искусству.

Здание театра. Рисунок А. Иванченко
Здание театра. Рисунок А. Иванченко

Несмотря на скромный внешний вид, театр стал одним из центров культурной жизни города. Спектакли давали как актёры-любители, так и кочующие труппы.

Само географическое положение Симферополя располагало к тому, что здесь появлялось немало странствующих трупп, товариществ актёров. Творческий уровень их не всегда был на высоте, но всё же спектакли знакомили симферопольцев с русской и зарубежной драматургией. Пресса того времени сообщала: «В нашем городе существует храм Мельпомены. Построен он не очень давно, снаружи не оштукатурен, внутри отделан посредственно и заключает в себе один ярус лож, партер, оркестр и галерею».

В 1845 году симферопольский театр был реконструирован: здание оштукатурили, устроили подъезд, пристроили крытые коридоры, переделали партер, расширили ложи и стали называть «театром трёх Александров». Название появилось не случайно. Инициаторами реконструкции были Александр Самойлов — директор казённой мужской гимназии, брат известного актёра Александринского театра, и Александр Серов — молодой товарищ прокурора, страстный любитель искусства (в будущем — известный композитор и музыкальный критик). Значительные средства на перестройку выделил предводитель дворянства Александр Казначеев. Деньги на благоустройство жертвовали и многие жители Симферополя.

Обновлённое здание открылось любительским спектаклем «Записки демона» в исполнении учеников гимназии А. Самойлова. Корреспондент «Одесского вестника» отмечал: «С этого времени для симферопольского театра начинается новая эпоха».

Афиша спектакля «Записки демона»
Афиша спектакля «Записки демона»

Знаковым для него стал 1846 год. В это время с театром сотрудничал известный антрепренёр Данила Жураховский. Знакомый с молодых лет с великим русским актером Михаилом Щепкиным, он пригласил его на гастроли в Крым. Михаил Семёнович согласился сыграть несколько спектаклей на сцене симферопольского театра. Вместе со Щепкиным в Крым отправился Виссарион Белинский, который был не только другом актёра, но и самым благодарным зрителем и объективнейшим критиком. Белинскому принадлежат слова, наиболее точно определяющие творческое кредо Щепкина: «Торжество его искусства состоит не в том только, что он в одно и то же время умеет возбуждать и смех, и слёзы, но и в том, что он умеет заинтересовать зрителя судьбой простого человека и заставить его рыдать и трепетать от страстей какого-нибудь матроса, как Мочалов, заставлял их рыдать и трепетать от страданий принца Гамлета или полководца Отелло».

В Симферополь Щепкин и Белинский прибыли 27 августа и остановились в гостинице «Золотой якорь», которую сразу стали осаждать любопытные горожане, желавшие лицезреть известного актёра.

28 августа Щепкин и Белинский были приглашены на дачу журналиста В. Княжевича, слывшего большим любителем искусства. Там они познакомились с симферопольцем И. Шмаковым, который оставил подробные воспоминания о пребывании в столице Крыма двух ярких представителей русской культуры.

«Насколько Белинский был сумрачен и неразговорчив, — писал Шмаков, — настолько был весел Щепкин, он рассказывал анекдоты о своих странствиях с труппой Штейна…».

30 августа Михаил Семёнович побывал в гостях у отмечавшего именины А. Самойлова.

Гастроли на сцене симферопольского театра Щепкин открыл 1 сентября 1846 года пьесой французских авторов Т. Соважа и Ж. Де лурье «Матрос», в которой исполнял роль Симона. Пьеса эта, рассказывающая о судьбе матроса, после многих лет войны и плена вернувшегося на Родину и не узнанного женой и дочерью, не выходила за рамки заурядной мелодрамы, но мастерство Щепкина поднимало её до уровня трагедии.

М. Щепкин в роли матроса Симона
М. Щепкин в роли матроса Симона

«Вечером я был в театре на спектакле, в котором участвовал Щепкин, играли пьесу «Матрос», — вспоминал И. Шмаков — Прошло с тех пор около тридцати лет, но я до сих пор не могу забыть того приятного ощущения, которое произвела на меня чудная, задушевная игра Щепкина. Публика, не обращая внимания на жалкую игру прочих артистов, приходила в неистовый восторг при каждом слове, при каждом куплете, спетом Щепкиным.

В особенности восторгался Александр Николаевич Серов… После спектакля он обнял и расцеловал Щепкина со слезами на глазах».

По рекомендации А. Самойлова на время гастролей Щепкина на молодого, инициативного А. Серова возложили обязанности директора театра, чтобы он мог оказывать любое содействие актёру.

После первых же спектаклей газета «Таврические ведомости» откликнулась рецензией: «В лице матроса Щепкин осуществил подлинник с такой верностью, что заставил зрителей проливать слёзы… и забывать, что они сидят в театре».

Именно роль матроса Симона считал настоящим амплуа актёра Белинский, писавший, что Щепкину «наиболее удаются роли по преимуществу мещанские, роли простых людей, но которые требуют не одного комического, но и глубоко патриотического элемента в таланте артиста».

Большой интерес представляют письма А. Серова к сестре, в которых он делится впечатлениями о гастролях Щепкина. «Я ждал наслаждения от каждого его слова и не обманулся в ожиданиях. Мы помним, как он, сидя за столом (в «Матросе») вместе с бывшею своею семьёю, от которой должен отказаться, поминутно забывается, воспламеняется при рассказе о битвах, где он участвовал, — и всю горечь своих чувств ста рается залить вином…».

Среди первых ролей, сыгранных Щепкиным на симферопольских подмостках, был Чупрун в спектакле «Москаль-чарівник» по И. Котляревскому. Этот образ покорил публику. В рецензии, опубликованной в газете «Таврические ведомости», отмечалось: «В «Москалі-чарівнику» М. С. Щепкин беспрекословно не Щепкин, а малороссийский казак Чупрун в полном типе этого лица, с его говором, поговорками, ужимками, ухватками, движениями, осанкою и бытом. Знаешь, наверное, что на сцене Щепкин — и невольно сомневаешься, не Чупрун ли это на самом деле?».

В роли Чупруна
В роли Чупруна

7 сентября Михаил Семёнович был приглашён на обед в дом Казначеевых. Серов, также бывший в числе гостей, писал сестре: «Щепкин чрезвычайно интересен в обществе. Если его затронуть со стороны искусства — он говорит неутомимо и при том дельно и умно. Замечания его о разных разностях для меня просто драгоценны. По всему видно артиста мыслящего. Он целую жизнь наблюдает и учится над всем и от всех».

На симферопольской сцене Щепкин сыграл ряд своих лучших ролей, среди которых — Макогоненко в «Наталке Полтавке» И. Котляревского, Бог атонов в «Господине Богатонове» Н. Загоскина и три образа в пьесах, написанных его близким другом Н. Гоголем — Городничий в «Ревизоре», Кочкарёв в «Женитьбе» и Бурдюков в «Тяжбе».

«В каждой роли он решительно другой человек — всегда донельзя верен характеру роли, всегда артистически костюмирован и часто изумительно натурален, — писал Серов В. Стасову 15 сентября 1846 года. — …Надо заметить, что у нас далеко не все ценят и могут понять гоголевскую правду, но ты знаешь, как я её ценю и как выражает её Щепкин». Восхитил актёр Серова и в одноактовке «Тяжба»: «Он был в этом Бурдюкове именно такая тяжеловесная скотина, как хотел Гоголь».

Среди спектаклей, показанных Щепкиным симферопольской публике, были и постановки по отнюдь не лучшим произведениям драматургии. Однако благодаря таланту актёра они произвели в публике настоящий фурор. Одна из таких ра бот — роль Подслухина в спектакле «Подложный клад», который по просьбе зрителей показали дважды — 4 и 12 сентября.

М. Щепкин. Портрет  работы Т. Шевченко
М. Щепкин. Портрет работы Т. Шевченко

Подводя итоги гастролям Щепкина, «Таврические ведомости» писали: «…Во всех пьесах играл превосходно, без малейшей небрежности и упущения: даже молчит он так же выразительно, как говорит, и на сцене у него действие непрерывно…».

13 сентября Михаил Семёнович выехал на гастроли в Севастополь. А спустя месяц, в октябре 1846 года, симферопольский обозреватель «Одесского вестника» отмечал: «Появление на нашем скромном театре М. Щепкина, которым восхищается образованнейшая публика обеих столиц… дало случай получить истинное понятие об игре… артиста».

Спектакли с участием великого русского актёра показали симферопольской публике, каким должно быть подлинное, мастерство и приобщили большинство горожан к искусству Мельпомены.

Источник: «Крымские известия»
Фото из архива театра и из открытых источников