Найти тему

Как работать с клиентами?

Эта статья в дополнение к уже опубликованной "Клиенты бывают разные..."

Там упоминается три подхода к работе с клиентом:

опора на юриста (юрист при работе с клиентом опирается на собственный профессионализм – знания и опыт);

опора на клиента (юрист ориентируется на желания клиента);

опора на юриста с учетом интересов клиента.

В этом посте напишу подробнее об указанных подходах и укажу на плюсы и минусы каждого.

опора на юриста (юрист при работе с клиентом опирается на собственный профессионализм – знания и опыт); "Плюсы" юрист меньше рискует своей репутацией. Иногда желание клиента идет вразрез с законом. Например, просит "поговорить" с органами опеки и попечительства, чтобы те написали нужное заключение по вопросу места жительства ребенка. Такой клиент, поступи юрист по его желанию, однозначно испортит доброе имя юриста. Или, допустим, клиент не прислушался к совету юриста, что отразилось на решении. Например, по делу, исходя из опыта юриста, нужно заявить ходатайство о проведении экспертизы, а клиент не захотел, полагая, что достаточно имеющихся доказательств. В итоге - дело проиграно. юрист заинтересован в результативности своего труда, поэтому все, что он делает/предлагает, должно привести к тому правовому результату, которого ждал клиент. «Минусы» цель может оправдывать средства. Что уж там молчать, некоторые юристы ради того, чтобы выиграть дело, идут на преступление. Ай-я-яй! К примеру, такой незаконопослушный юрист привык "решать" вопросы с той или иной инстанцией и, "договорившись", не предупредил клиента. Поставил перед фактом. А клиенту такой способ совсем не по нутру и платить никому он не хочет. Конечно, этот пример - из разряда фантастики, зато сразу ясно, в чем суть "минуса". не учитываются желания и мнение клиента, и в итоге клиент, не получив то, на что рассчитывал, останется недовольным работой юриста, и сам больше не придет к такому юристу, и рекомендовать его не станет. По-моему, невыгодная история. опора на клиента (юрист ориентируется только на желания клиента). «Плюс» и «минус»: юрист снимает с себя ответственность за результат. «плюс»: в случае неудачи, юрист может сказать клиенту: «Вы сами выбрали такой вариант разрешения проблемы», «Я Вас предупреждал». «минус»: зачастую клиент все равно винит юриста, если не получится решить проблему/выиграть дело, хотя юрист и предупреждал. Такой подход может отразиться на репутации юриста. Да и не очень приятно оказаться в такой ситуации. Может сформироваться чувство вины: мол, надо было настоять или отказаться от дела. еще одним "минусом" работы с опорой на клиента - разрешение проблемы может затянуться в виду неуверенности клиента. опора на юриста с учетом интересов клиента («золотая середина»). Здесь отметаются крайности предыдущих принципов работы. Я считаю этот вариант самым эффективным способом работы. И прилагаю тонну усилий, чтобы именно сотрудничать с клиентом в решении его проблемы. При этом процентное соотношение "опыта и знаний юриста" с "желаниями клиента" может быть различное. Все зависит от конкретного клиента и дела, в котором участвуешь.

Автор статьи: Марина
Автор статьи: Марина