Найти тему

Клиенты бывают разные ...

Если юрист сможет определить, изучить, понять личность клиента/оппонента/судьи и т.п. и выстроит соответствующую линию поведения, он существенно повысит качество своего труда. В этой статье речь пойдет о клиентах. По сути, с них-то все и начинается... Клиенты бывают разные и задача юриста, тем более начинающего, найти к каждому из них индивидуальный подход, понять, как лучше работать с этим человеком. Но поиск индивидуального подхода к клиенту, не исключает их типологию. Знание и учет того или иного типа клиента при интервьюировании, консультировании и ведении дела, безусловно, пойдут на пользу дела. К примеру, можно выделить три подхода к работе с клиентом: опора на юриста (юрист при работе с клиентом опирается на собственный профессионализм – знания и опыт); опора на клиента (юрист ориентируется на желания клиента); опора на юриста с учетом интересов клиента. Так вот, выбор того или иного подхода в рамках одного дела зависит в том числе от типа клиента (еще имеет значение, например, опыт юриста; если опыта совсем мало, то лучше работать с опорой на клиента). Одну типологию клиентов я нашла в далеком прошлом в книге "Профессиональные навыки юриста" (авторский коллектив). Почитала, мне понравилось, запомнила и со временем дополняла. Вот что получилось на сегодня. Типология клиентов: классный клиент. Это - подарок судьбы, самые желаемые клиенты; они сообразительные, успешные, позитивно настроенные, склонны к сотрудничеству с юристом, вовремя и щедро оплачивают услуги, компенсируют дополнительные расходы и т.д. Такой клиент полностью доверяет юристу, поэтому можно смело выбирать подход в работе - опора на юриста с учетом интересов клиента. «умный» клиент. Такой клиент идет к юристу с полным убеждением, что все и так знает и, в принципе, сам может справиться с проблемой. Общение с "умным" клиентом приводит в замешательство: зачем, коль такой умный, вообще обратился за помощью. Когда такому юристу предлагаешь свой вариант решения его правовой проблемы, он даже не хочет слушать. "Делайте так, как я сказал". Работать с ним непросто, но можно, правда, лучше выбрать подход - опора на клиента. Хорошо бы еще сказать, что если что-то пойдет не так, вы умника предупреждали. клиент-ребенок. Этот клиент слишком доверчив, всю ответственность перекладывает на юриста, не принимает активного участия в принятии решений, да и не особо вникает в суть дела. "Вам виднее!" - говорит обычно он. С таким клиентом, конечно, надо работать по принципу - опора на юриста. клиент-скептик. Эти клиенты приходит к юристу с убеждением, что ничего не получится. И если, допустим, суд первой инстанции не удовлетворил требования такого клиента, убедить его обжаловать - сложная задача. "Я же говорил, что ничего не выйдет!" - то ли жалуются, то ли радуются они, что оказались правы. Лучше с такими клиентами работать по принципу опора на юриста, и не поддаваться их пессимистическим настроениям. клиент-упрямец. Такой клиент очень схож с "умным" клиентом. Также не прислушивается к советам юриста, несмотря на аргументы. Разница лишь в том, что в отличие от "умного" клиента, у упрямца никакой аргументации упрямства нет. С ними подход в работе - опора на клиента. клиент-скандалист. Да, бывают и такие. Если их попросишь сходить туда-то и туда-то, чтобы принести документы, они обязательно поругаются там с кем-нибудь. Такие клиенты любят возмущаться, выказывать недовольство оказываемыми услугами, правосудием, вообще всем на свете. Но после того, как выскажутся, извиняются и вполне охотно сотрудничают дальше с юристом. С такими кадрами лучше все же работать по принципу опора на клиента. клиент по ошибке. Самый проблемный тип клиента. Часто этим личностям нужно не к юристу за помощью, а к психологу/психотерапевту/психиатру. И с ними лучше не работать, впрочем, и не получится, потому как правовой проблемы у этих клиентов нет.

Автор статьи: Марина Стетюха
Автор статьи: Марина Стетюха