Как известно, с 1 февраля вступила в силу новая редакция закона "Об информации, информационных технологиях и защите информации» или – если говорить проще – о запрете мата в интернете. «Администрации соцсетей и видеохостингов предписано выявлять и блокировать мат. Если они это требование проигнорируют, то заплатят штраф - для юрлиц его размер достигает 8 млн рублей» - пишет «Российская газета». Это еще не мат, но уже точно шах почти всему интернет-сообществу.
Кто-то скажет: «Отнимают у народа последнее!» И будет отчасти прав. Ведь, что ни говорите, а в нашей обсценной лексике есть и сила, и харизма, и даже некая трансцендентальность. Русский мат, как говорится "и лечит, и калечит". Только ленивый не приводит пример с молотком и пальцем (вариант: с мизинцем и мебельной ножкой) - вроде бы больно, так что искры из глаз, а сказал пару "заветных" слов, вспомнил мать и сразу облегчение наступает и боль реально уменьшается. Говорят, что пресловутые «британские ученые» даже проводили эксперименты над людьми и подтвердили «болеутоляющее» влияние мата, но лично я не доверяю людям, у которых почти нет табуированных слов.
Но матом разговаривать - это надо уметь. А лучше всех умеют (как выяснили три года назад Mail Group ) отечественные строители – 64% из них используют в работе нужные слова. Сразу за ними инженеры и рабочие промышленных предприятий (60%), айтишники (58%), торгаши всех видов (51%), рекламщики и пиарщики (49%). Последними в списке оказались учителя (17%). Хотя, казалось бы – откуда тогда так хорошо знает эту лексику школота, начиная прямо с первого класса?
Но, читая эту статистику, так и хочется спросить у этих исследователей: а где моряки и их легендарные боцманы? Где доблестные военные? Мы же помним: «Армия без мата, как солдат без автомата». А водители-дальнобойщики? Список подобных профессий можно продолжать...
Сейчас мат активно вливается в искусство, особенно в ту его субстанцию, которую кое-кто оптимистично называет «русским хип-хапом и рэпом». Почти все тексты русских (и не совсем) рэперов «новой школы» так или иначе используют мат, потому что чуваки там сплошь все трушные, «плоть от плоти злых улиц и бедных районов» (Ага, а Хованский – главный по гангста-рэпу в РФ). В общем, 20 лет назад Шнур выпустил «джинна из бутылки» прямо в лицо новой России и теперь мат в текстах, песнях, фильмах, стендапе и вообще – в Сети – хорошо продается.
Но именно в мате по-настоящему проявляется талант автора, исполнителя или просто человека «на грани нервного срыва», обнаруживается его словарный запас и умение строить сложные словесные конструкции. Нет ничего унылее и скучнее выслушивать тупые повторения двух-трех матерных слов от некоторых спикеров, мнящих себя крутыми ораторами. Им бы поучится у какого-нибудь грузчика дяди Васи, как нужно матом описывать реалии жизни и мечты о будущем.
Русский матерный – средство межнационального общения всего постсоветского (и не только) пространства. Любой гастарбайтер из Средней Азии, любой джигит с Кавказа, любой свободолюбивый прибалт, люто ненавидящий русский – попадая тут в скандальную или экстремальную ситуацию переходят на русский мат «на раз-два», подтверждая его силу и универсальность. А еще толерантность и настоящее равноправие, ведь мат – это и язык феминизма тоже.
Как верно заметил Д.А. Медведев, третий президент России: «Ненормативная лексика — это часть нашей культуры, и мы её используем иногда. Тихо».