Является ли нарушением несоответствие магазинного ценника реальной стоимости товар? И что делать, если на кассе требуют сумму больше указанной на ценнике под товаром?
Должна ли цена товара соответствовать стоимости на ценнике
Роспотребнадзор объяснил, что продавец обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах. В том числе, продавец обязан знакомить покупателя с актуальной ценой на свой товар. Это прямо следует из пунктов 1 и 2 статьи 10 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».
Ценник вместе с товаром является публичной офертой.
Под офертой понимается безусловное согласие и предложение продавца продать товар любому покупателю, которого заинтересует его стоимость и характеристики (ст. 435 ГК РФ).
Поэтому продавец обязан продать покупателю товар именно по той цене, которая указана в ценнике. Отговорки кассиров и администрации магазина типа «это старый ценник», «мы не успели поменять стоимость», «персонал устал и перепутал» и «ценник для магазина – не закон» здесь не действуют.
Если в ценнике указана одна цена, а на кассе вам заявляют, что цена поменялась, то кассир, по меньшей мере, лукавит и пытается ввести вас в заблуждение. Цена не может поменяться без изменения ценника, а ценник не может быть объявлен недостоверным.
Поэтому стоимость товара в ценнике всегда считается достоверной. И продать товар магазин обязан именно по этой цене. Если цена поменялась, а ценник нет, то это проблемы магазина, а не покупателя.
Что делать, если «цена изменилась, а ценник не поменяли»
Если вам заявляют на кассе, что стоимость товара внезапно увеличилась, а ценник уже устарел, то со ссылкой на статью 10 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 требуйте продать вам товар по стоимости, которая указана в ценнике.
Если кассир отказывается применить стоимость, указанную в ценнике, либо откажитесь от покупки, либо требуйте немедленного вызова администратора магазина.
Администратор должен помочь разобраться в ситуации и пробить товар по стоимости, указанной в его ценнике. Причем если чек уже пробит, а товар оплачен, покупателю должны незамедлительно вернуть излишне уплаченные денежные средства.
Если и администратор не реагирует на ваши требования о применении справедливой стоимости приобретаемого товара, то затребуйте у него книгу жалоб и предложений. Любой магазин обязан иметь такую книгу и предоставлять ее по первому требованию покупателя.
В книге детально опишите суть претензии, цену товара, указанную на ценнике и цену, заявленную на кассе/пробитую в кассовом чеке. При этом не забудьте снять ценник на свой мобильный телефон. В случае, если захотите довести дело до суда, потребовав от магазина возместить вам причиненный материальный и моральный ущерб, такая фотография наряду с кассовым чеком поможет отстоять свою правоту.
Кроме того, о магазине, который прямо на кассах повышает стоимость товаров и забывает менять ценники можно сообщить непосредственно в Роспотребнадзор .
Еще больше интересного о потребителях и их правах:
С 2021 года действуют новые правила розничной продажи товаров
Правительство ввело новые правила предоставления гостиничных услуг