Найти тему
Из жизни инженера

33 ошибки при постройке макета (2)

2. S -образное развитие путей

Кривые в виде «S » могут быть худшим кошмаром для моделиста, хотя их очень часто используют на макетах, потому что они хорошо смотрятся. Если вы решили сделать путевое развитие в виде «S » - тщательно его спланируйте. Потому что такое развитие обязательно требует прямой участок длиной не менее длины самого длинного вагона. Если этого не будет – регулярный сход с рельс будет проблемой вашего макета. Проблема может превратиться в испытания для ваших нервов, если эта кривая сделана скрытой в тоннеле или в труднодоступном месте.

Добавится еще одна проблема, если «S » кривая будет начинаться сразу после стрелки. Обязательно вставляйте прямые участки при перемене направления кривой.

https://kupitutu.ru/page/maket-zheleznoy-dorogi-izgotovlenie
https://kupitutu.ru/page/maket-zheleznoy-dorogi-izgotovlenie

3. Пути располагаются слишком близко от края макета

Ограничение пространства может привести к тому, что пути будут находится слишком близко от края макета – всегда хочется сделать дополнительные пути. Но при этом будет очень большой риск, что ваш любимый локомотив упадет на пол и разобьется.

Это может быть не только в результате схода с рельс. Напротив, гораздо чаще бывает, что кто-то задел вагоны локтем. А еще чаще, кто-то задевает сам макет, и он трясется как при землетрясении. У силы тяжести есть только одно направление – вниз и вашу модель может остановить только пол в метре внизу.

Поезда обычно выглядят длиннее на фоне деревьев, растительности или каких-либо построек. Когда возможно, располагайте крайний путь не менее 5-7 см (для типоразмера N ) от края макета. Используйте хорошо укрепленные кусты, заборы, платформы или даже прозрачное оргстекло для того, чтобы сделать физический барьер.

4. Пути располагаются слишком предсказуемо

Хотя это противоречит пункту 3, это вопрос реализма и эстетики. Иными словами, чтобы макет выглядел реалистично и не «игрушечно», пути должны располагаться не слишком предсказуемо. Если пути идут вдоль длинного края макета, а затем на концах макета располагаются овалы для разворота, это, определенно, будет выглядеть «игрушечно» без декораций, которые маскируют конфигурацию трассы.

Более реалистичным будут изгибы с большими радиусами и расположение основной трассы под небольшим углом к краю макета. Скрытие кривых тоннелями или выемками на холмах – это эффективный способ отвлечь взгляд от того, что поезд движется по овалу.

-2
-3

Другой альтернативой может быть макет без овала, а с путями «от точки-до-точки». Реальные дороги идут из города в город, то почему бы не сделать так на вашем макете? Такой макет потребует создания двух точек притяжения: двух заводов или двух городов, чтобы это было и реалистично и работало. Не забывайте, что на каждом конце у вас должно находится что-то что будет разворачивать локомотивы: поворотный круг, треугольник или разворотная петля – что потребует дополнительного пространства и усилий.

5. Петли без причин

Вытекающее из пунктов 3 и 4 желание сделать на макете несколько петель/кругов. Это может выглядеть красиво, а, чаще всего: круг, еще круг и еще – и макет всё более становится похожим на игрушечный новогодний поезд, который ходит только по кругу.

Если вы решили сделать два или три круга, вы должны сделать разный ландшафт и окружение вокруг каждого такого круга. Индивидуальность каждой петли/круга будет отвлекать от того, что поезд возвращается туда, откуда он пришел.

Ландшафт, здания, мосты, тоннели, подъемы и спуски могут добавить разнообразия в ваш овал.

6. Откусить больше, чем сможете пережевать

Энтузиазм прекрасен, но иногда можно ошибаться, что вы, реально, можете сделать. К сожалению, очень многие моделисты «откусывают больше, чем могут пережевать», когда приходится оценивать требуемое пространство, время, свои способности и финансовые возможности.

Строительство макета – это не вопрос пяти минут, работа над ним может продолжаться годы, прежде чем он будет закончен. Это не означает, что вы работаете медленно или неэффективно, это означает что внимание к деталям требует время. А если вы захотите модифицировать или расширить ваш макет – это будет означать, что работа над макетом никогда не закончится.

Самым плохим сценарием будет, если вы замахнетесь на громадный проект и потеряете интерес из-за непредсказуемых проблем и задержек. У вам могут измениться семейные обстоятельства или вы должны будете сменить место жительства. Кто знает?

Лучшим решением будет начать с маленького макета или модуля, который не будет занимать всё возможное пространство. Создавая одну секцию (модуль), у вас появится возможность оценить ваши способности по пайке, дизайну путей и ландшафта и т.д. Макет железной дороги не должен быть большим, чтобы от него получать удовольствие.

Модули – это прекрасное решение для моделистов с ограниченным бюджетом. Добавляя новые модули по возможности или обновляя старые – это позволяет развивать ваши способности без разрушения семейного бюджета.

7. Делать макет слишком большим

Создание макета из модулей облегчает неизбежную проблему, если вы решаете переехать или поменять жилье. Разборку и повторную сборку макета гораздо проще выполнить, если он состоит из модулей. Когда макет потребуется переносить через дверные проемы, лестницы и перевозить на автомобиле, размеры и вес будут определяющими факторами. Очень страшно видеть, когда макет кромсается на части только для того, чтобы его переместить в другое помещение.

Модули должны легко скрепляться или привинчиваться друг к другу. Необходимо также подумать о надежном соединение путей и электропроводки.

8. Нет нормального доступа к макету

Размещение участков макета вне досягаемости – это очень грубая ошибка, которую надо избегать на всех стадиях строительства и эксплуатации. Вопрос даже не в том, чтобы дотянуться и поставить на рельсы сошедший с них локомотив и вагоны. Вполне возможно, что на ранних стадиях строительства макета на этом участке можно было легко работать, а когда было всё сделано, этот участок дороги стал недоступен для чистки и надлежащего ухода. Чтобы получать от макета максимальное удовольствие, легкий доступ должен быть к путям, декорациям и проводке.

9. Делать уклоны слишком большими

Никогда не делайте слишком большими уклоны. Локомотивы выглядят великолепно, когда они тянут груженные вагоны по склону и проходят по мосту над другим поездом. Однако, уклоны требуют очень много места, поэтому, если у вас на макете его не хватает, проще использовать ровные пути.

Уклоны для основных магистралей должны быть 2% и меньше, для второстепенных дорог – от 3 до 5%. Но это может породить проблемы. Например, мощность локомотива на уклоне в 2% может упасть на 50%. Дополнительные проблемы мы получим, если разместим уклоны на кривых из-за нехватки места.

На спусках у нас проблем не меньше. Если уклон слишком большой, то, при большой скорости, двигатель может тормозить общее движение вагонов, что может быть причиной схода с рельс локомотива или вагонов.

Есть несколько способов справиться с этими проблемами, в том числе, уменьшение уклона, осторожность при уклонах на кривых, уменьшение длины поездов.

-4
-5

Таблица показывает высоту подъема, которая требуется для тоннелей и мостов в типоразмерах. Так как, обычно, пути поднимаются, а затем снижаются до прежнего уровня, то длину в таблице необходимо умножить вдвое.

10. Устройство уровня макета слишком высоко или слишком низко

Хотя это прямо не связано с планированием путей, неправильно выбранная высота макета оказывает влияние на работу на путях макета.

Модели смотрятся самым лучшим образом, если они находятся на уровне глаз. Если плоскость макета находится слишком низко, то и пути тоже будут находится слишком низко. Постоянная работа согнувшись вызовет проблемы со спиной. А еще сложнее будет работать с электропроводкой.

-6

Если говорить кратко, то минимальная высота макета должна быть 105 см. Если вы высокий, то подходящей высотой будут 120см. Однако, высокое расположение макета будет источником других проблем. Чем выше плоскость макета, тем тяжелее будет протянуть руку и достать локомотивы и вагоны, сошедшие с рельс. Ваши зрители (особенно, дети) не смогут разглядеть все детали и вынуждены будут тянуться, чтобы что-то рассмотреть на макете. Понадобятся ступеньки, чтобы зрители могли комфортно наслаждаться вашим макетом.

Продолжение будет...

  • Данный текст в этом сообщении является вольным переводом электронного издания "33 Track & Layout Planning Mistakes to Avoid" написанного Robert Anderson
  • Все изображение в этом сообщении, кроме подписанных, взяты из вышеуказанного издания.

Не буду кривить душой - лайки приятны, но еще важней подписка, так как Вы всегда будете в курсе новых публикаций!

Предыдущий >>>

<<< Следующий

Другие темы:

Железнодорожные модели