Первый раз я столкнулся с этими магазинчиками несколько лет назад. Их искать особо не надо. Вас запахом привлечет. Запахом колдовства… это и не противный запах, но и не приятный. Он исходит от разных трав, минералов, засушенных эмбрионов лам, сушеных лягушек, летучих мышей, броненосцев, морских коньков, змей, заспиртованных и всячески замаринованных рептилий, зверей, зверюшек, трав, кусочков деревьев и еще всякой всячины…
Продавцы этих лавок никогда не зазывают покупателей. Никто тебе не бросится под ноги с предложением чего-нибудь купить. Даже если вы зайдёте в лавку колдуна и будете рассматривать, трогать или фотографировать различные предметы - вас никто ни о чем не спросит. Если вы действительно интересуетесь - сами спросите.
Такие лавки в большом количестве встречаются в Ла-Пасе - столице Лимы. Есть такие магазинчике и в Визаоне, в Куско, в Пуно и других городках Боливии и Перу. И совсем недавно я встретил целый рынок таких лавок в Тинго-Марии. Это городок в сельве Перу. Ассортимент немного другой. Но смысл, видимо, похожий. В Тинго Марии было много настоек в бутылочках и разные порошки. А лавки Боливии больше напоминали такие своеобразные лавки Вуду. Потому что там ко всем прочим снадобьям было много куколок и изделий из воска в виде свечей- черепов, свечей-смерти, свечей-ангелов и других подобного рода.
Продавцов в лавках зовут «кальяуайха», что в переводе с индейского наречия значит "Обладающий лекарством". На самом деле кальяуайха - это небольшое племя индейцев кечуа. Они живут в провинции Баутиста Сааведра на северо-востоке от озера Титикака.
Знахарским и колдовским ремеслом кальяуайха занимались не одно тысячелетие и были известны даже в империи инков. Их знали по всей Южной Америке. Да и сейчас не забыли. Вроде даже кальяуайха были придворными лекарями при династии инков. Поговаривают, что кальяуайха знают языки кечуа и аймара - двух самых распространенных индейских племен. Но имеют и свой язык. И есть мнение, что это язык династии инков. Ведь известно, что инки разговаривали на своём языке. Это что-то вроде языка каст. И никто кроме инков и кальяуайха не знали того языка. Может и так, да проверить - теперь не проверишь. А колдуны не больно общительны на эту тему.
Даже в современной медицине есть мнение, что лучше для организма человека те фрукты и овощи, те минералы, которые присущи его зоне проживания. Это практически подтверждают и кальяуайха. Они считают что каждого человека надо лечить теми лекарствами, которые собраны около его дома. И каждый год кальяуайха уходят в странствия, чтобы собрать лекарственные снадобья.
При испанцах кальяуайха тоже не бедствовали. Испанцы быстро оценили их способности и знания. Умели кальяуайха ещё 5-7 веков назад и трепанацию черепа сделать, и катаракту глаза удалить, и пол будущего ребенка определить. Только именно знахарями я бы кальяуайха не назвал. Уж больно в их лавках именно колдовством пахнет…
К колдунам в Боливии отношение особое. Их побаиваются и избегают. но каждая семья имеет своего доверенного колдуна, который отвечает за здоровье и благополучие своих подопечных. Вроде симбиоза такого. Колдун - колдует, а клиенты его кормят. Хотя давно пора бы колдуну на самообеспечение себя перейти. Наколдовал себе лепёшек или шашлыка и в тенёк поспать. Но как-то получается у колдунов только сглазы да привороты колдовать. Всегда индейцы поклонялись матери–земле. И всегда в обрядах принимали участие колдуны.
И я не совсем понимаю, являются ли кальяуайха по совместительству колдунами или только знахарями. Но то, что колдунов в Боливии достаточно - это точно.