В общем итоге репутация Энрике IV Бессильного, как правителя была практически уничтожена, благодаря слабости и здоровья, и воли этого короля. К тому же явно назревал кризис наследования короны Кастилии и Леона – сына у Энрике не было и появится уже не могло, все больше и больше знати склонялось к мнению, что его единственная дочь Жуана Кастильская все-таки рождена не от несчастного короля. Поведение ее матери Жуаны Португальской лишь усугубляло положение.
Знать при этом не забывала еще об одном сыне покойного короля Хуана II – юном Альфонсо. Его старшая сестра Изабелла пока находилась в тени короны. И вот тут получался уже явный конфликт претендентов – Жуанны, обоснованно подозреваемой в неясном происхождении и вполне законного Альфонсо. Принцесса в Кастилии могла наследовать трон отца за неимением братьев, но…что делать если есть еще брат отца? В этом случае, не пади на Жуанну даже тень подозрения в бастардстве, будь она хоть трижды законной, конфликт был бы все равно неизбежен. В свое время, когда королева Уррака Хименес в 1109 году наследовала трон своего отца Альфонсо VI (после смерти единственного взрослого брата Санчо, кстати, бастарда), гранды настояли на том, чтобы овдовевшая к тому времени наследница вышла повторно замуж за короля Наварры Арагона Альфонсо I Воителя, с учетом того чтобы их будущий сын и унаследовал уже все.
Альфонсо Воитель при этом был троюродным братом Уракки, потомком Санчо III Наваррского, то есть относился к той же династии пиренейских королей Хименес, но по мужской линии. Кроме всего прочего по данному договору, сын Урраки от первого брака с Раймундом Бургунским – Альфонсо лишался прав наследования. То, что новой Бургундской династии в лице сына Урраки все же удалось занять трон Кастилии способствовало то обстоятельство, что сыновей у Урраки во втором браке не было, а братья Альфонсо Воителя уже не смогли соперничать с возмужавшим бургундцем. Строго говоря, потомками Альфонса VII , основателя Бургундской (Иверской, а не Капетингской) династии и являются Энрике, Альфонсо и сама Изабелла Кастильская – вот только эту королевскую линию в историографии выделяют в отдельную ветвь и называют династия Трастамара, так как она была основана бастардом Энрике II Братоубийцей или также Милосердным, убившем своего законного брата Педро I Жестокого.
А здесь вторым претендентом был самый близкий родственник по мужской линии в отсутствии сына. В 1464 году Энрике IV был вынужден признать своего брата Альфонсо наследником короны, при этом надеясь, что юный брат женится на его дочери. Несчастный король по-видимому верил, что Жуанна действительно его дочь… иначе почему он так отчаянно пытался устроить ее будущее? Такой брак – не первый и не последний среди испанских королей неминуемо вел к конфликту с Римским папой, упоминаемые выше Уррака и Альфонсо Воитель были троюродными сестрой и братом, а действующий папа расторг их брак на этом основании. Здесь же – дядя и племянница, что как-то совсем слишком, но… с понтификом надеялись договориться.
Еще один пример того, что уступки правителя не ценятся оппозицией – стоит им добиться первого требования, и моментально выдвигает другое, уже серьезнее. Так случилось и в этом случае, уже в 1465 году произошел так называемый «Авильский фарс», кастильские инсургенты объявили низложенным Энрике IV , и короновали его брата (которого ввиду малолетства полностью контролировали и опекали) под именем Альфонсо XII . Впрочем, значительная часть знати не поддерживала мятежников, и считала Энрике своим королем, хотя положение короля было не из лучших.
Мятеж потерял силу запала в 1468 году, потому как юный Альфонсо внезапно скончался, как подозревали его опекуны, в результате отравления. Гранды-мятежники, потеряв своего названного короля предложили корону его сестре Изабелле – с этого момента начинается ее прямой путь к короне. И первый же шаг Изабеллы был мудрым и обдуманным – она отказывается от «заманчивого» предложения, ибо эта корона фальшива. Во-первых, она не хотела быть марионеткой как ее младший брат, а во-вторых ей нужна была полная легитимность, Изабелла заявила, что не претендует на трон Кастилии и Леона при живом Энрике IV .
Изабелла, при поддержке бывших сторонников Альфонсо уже самостоятельно встпает в переговоры со старшим братом, и тот по документу, оставшемся в истории под названием «Договор у Быков Гисандо» признает Изабеллу своей наследницей, уже второй раз отстраняя от этого права Жуанну, мотивируя это аннулированием брака с ее матерью Жуанной Португальской. По договору Изабелла, принцесса Астурийская (титул наследников) не имела права выйти замуж без согласия Энрике. Нарушение Изабеллой этого пункта соглашения стало началом нового этапа междоусобицы.