Найти тему

Иркутянин «Бурый» – честный футболист-железнодорожник или "контра"?

Прозвище «Бурый» Борис получил с детства за свои густые темно-русые волосы и смуглый оттенок кожи, оправдывая свою фамилию Буренин. Ведь «Буреня» означает в переводе с тюрского «гнедой», «темный».

Тихое предместье Иркутска - Глазково. Здесь родился Борис в 1903 году в многодетной (6 детей) зажиточной по меркам того времени семье Ивана Васильевича Буренина, заведующего Иркутским железнодорожным училищем Забайкальской железной дороги.

События гражданской войны не обошли стороной семью Бурениных. Отец Бориса – Иван Васильевич, опытный педагог (стаж работы 22 года), смещен со своего поста Советской властью в 1917 году.

Гражданская война в Иркутске

К счастью за 4 года гражданской войны (1917-1920гг.) в Иркутске никто из Бурениных не пострадал.

А ведь в декабре 1917 года в ходе ожесточенных городских боев между красногвардейцами и белогвардейцами стали жертвами более 1000 человек, включая около 200 мирных жителей с детьми. И это только начало братоубийственной войны.

Убитые и раненые, замерзшие и утонувшие в Ангаре заполнили городские больницы и военный госпиталь. Костяк белогвардейцев составляют юнкера, офицеры и казаки. Им противостоят рабочие обозной мастерской, железнодорожники депо станции Иркутск и солдаты стрелковых запасных полков.

Спустя 2 года, в возрасте 14 лет Борис пошел работать грузчиком в депо станции Иркутск. Семья испытывает серьезные материальные трудности и каждый рубль на счету. Добросовестно трудится Борис и учеником слесаря на товарном дворе и в технической конторе депо станции Иркутск.

Учеба в техникуме

В 1921 году по совету отца Борис отправляется на учебу в техникум путей сообщения в городе Красноярске (бывшее «Первое Сибирское техническое железнодорожное училище имени Императора Николая II »).

Борис достойно закончил техникум, во время учебы изучив устройство паровоза как свои пять пальцев. Выпускные экзамены сданы на отлично с получением свидетельства «…техника железнодорожного транспорта по профилю эксплуатационной специальности…».

Непростой труд железнодорожника

Вернувшись в родные пенаты в 1925 году, Борис в течение 5 лет испытывает себя на различных должностях: слесарь, монтер, помощник машиниста, дежурный по депо, машинист станции Иннокентьевская.

Станция Иннокентьевская (фото до 1917 года)
Станция Иннокентьевская (фото до 1917 года)

Станция Иннокентьевская в 7 километрах от Иркутска получила название в честь первого епископа Иркутской губернии Иннокентия. Крохотная точка на карте Забайкальской железной дороги воочию представляет собой огромного огнедышащего «Змея Горыныча», от планомерной работы которого зависит благополучие Иркутского уезда, города Иркутска и всего Сибирского края.

«Змей Горыныч» никогда не спит, работая денно и нощно, в любую погоду. Его организм обеспечивает четкое и бесперебойное движение грузовых и пассажирских составов. Воздух от его «дыхания» насыщен керосином, смазкой, гарью, смолой. Порой Борису кажется, что запах железной дороги проникает в поры его кожи, создавая неуловимый терпкий аромат.

Под стать запахам и атмосфера железной дороги. Представьте следующую оживленную картину: тягуче звенят колокола, семафоры равномерно поднимают крылья, стрелочники интенсивно дудят в рожки, дежурные в красных фуражках поднимают над головой сигнальные диски; лязгая механизмами, ворча от напряжения и натуги, окутываясь шлейфом дымовой завесы, неустанно следуют паровозы.

Бригада Бориса Буренина (он, помощник машиниста и кочегар) твердо соблюдают три главных правила: бережное содержание паровоза в образцовом порядке, умелая топка и правильное использование антинакипинов. Экипировка (подготовка) паровоза составляет порядка 35-40 минут, а другие бригады тратят порой до 2 часов. Лёгкий ремонт они выполняют собственноручно, не прибегая к помощи рабочих-ремонтников депо.

Страсть к футболу

В эти годы Борис страстно увлекся футболом. Яркий мир футбола всецело завладел его воображением, проникнув вглубь сердца и пронизывая все клетки тела. После смены вперед: на стадион. Часы захватывающей игры пролетают на стадионе незаметно.

В этом огромная заслуга опытного наставника Семена Яковлевича Бороздова. Несколько слов о тренере. Блестящий эрудит (отличное знание 6-ти иностранных языков: датский, английский, немецкий и другие), прекрасный игрок в теннис и футбол, фанат академической гребли и авторитетный арбитр.

Борис Буренин стал пионером Ир­кутского спорта 1920-х годов, представляя спортивную организацию железнодорожников «Транспортник» (будущее ДСО «Локомотив»). С командой молодых, горячих друзей-железнодорожников он проводит значительное количество матчей по футболу, одерживая частые победы.

Постоянные соперники - сборные Красноярска, Верхнеудинска, Ачинска, Томска, Омска, Новосибирска.

Заслуженно Борис получает такое почетное звание, как чемпион Сибири по футболу 1926-1927 годов (подряд выиграл первенство Сибири в г.Новосибирске).

Футбольная сборная г. Иркутска выиграла первенство Сибири в г. Новосибирске, 02.09.1926 (слева направо): 2. Илья  Онуфриев,  9. БОРИС БУРЕНИН (фото из семейного архива Онуфриевых)
Футбольная сборная г. Иркутска выиграла первенство Сибири в г. Новосибирске, 02.09.1926 (слева направо): 2. Илья Онуфриев, 9. БОРИС БУРЕНИН (фото из семейного архива Онуфриевых)
Сборная Иркутска, взявшая первенство Сибири в 1927 году в г. Новосибирске(слева направо): 5- БОРИС БУРЕНИН, 6 -Илья Онуфриев (фото из семейного архива Онуфриевых)
Сборная Иркутска, взявшая первенство Сибири в 1927 году в г. Новосибирске(слева направо): 5- БОРИС БУРЕНИН, 6 -Илья Онуфриев (фото из семейного архива Онуфриевых)

Руководство станции и партбюро, оценив организаторские способности, трудолюбие, смекалку Бориса повышает его. Скрепя сердце, Борис принимает нелегкое решение: оставить увлечение любимым футболом ради работы.

Профессиональный рост и переезд в Улан-Удэ

В 1930-1932 годах Борис проходит путь от заведующего бюро экономики и рационализации, заместителя начальника депо станции Иннокентьевская до заместителя начальника тяги Иркутского эксплуатационного района Забайкальской железной дороги.

Вскоре следует новое назначение. За 450 км от дома, в город Верхнеудинск (с 1934 года – Улан-Удэ), столицу Бурят-Монгольской Автономной Советской Социалистической Республики.

Борис тепло прощается с коллегами и родными.

За 3 года трудовой деятельности (1933-1935гг.) Борис был начальником техбюро и заместителем начальника паровозного депо станции Улан-Удэ. И наконец он назначен начальником паровозного депо станции.

За выполнение государственного плана железнодорожных перевозок 1935 года и 1 квартала 1936 года, за успехи в деле исполь­зования технических средств железнодорожного транспорта, за умелое руководство коллективом паровозного депо Борис Буренин награжден орденом Трудового Красного Знамени (постановление ЦИК СССР от 04.04.1936).

Вместе с ним награждены также орденом Трудового Красного Знамени начальник Улан-Удэнского отделения службы эксплуатации Александр Фёдорович Соболевский, орденом Ленина – опытный машинист паровозного депо станции Владимир Петрович Лазаренко, начальник отделения паровозного хозяйства Фёдор Петрович Мошкин и ряд других железнодорожников.

Активный работник и инициативный руководитель, Борис Буренин жестко борется в депо со всеми нарушениями трудовой дисциплины, привлекая к строгой дисциплинарной ответственности нарушителей и образцово наладив работу своего подразделения. Его методы работы нравятся далеко не всем работникам депо.

Арест и приговор

5 июля 1937 года сотрудники дорожно–транспортного отдела НКВД СССР на Восточно-Сибирской железной дороге прямо на рабочем месте (в кабинете) арестовывают Бориса Буренина. Основным «доказательством виновности» послужила пара ложных доносов.

О печальной судьбе Бориса Буренина свидетельствуют скупые строки приговора «… осужден за контрреволюционную деятельность…» (ст. 58 пп.1а, 8, 9 УК СССР) «… к высшей мере наказания…» (расстрелу).

3 августа 1937 года приговор приведен в исполнение.

Честного, трудолюбивого железнодорожника, сына в расцвете сил потеряла семья и Родина.

Спустя 20 лет, а именно 6 февраля 1958 года Борис Иванович Буренин (1903-1938) посмертно реабилитирован пленумом Верховного Совета СССР.

Дорогие читатели! А что вы думаете о судьбе железнодорожника?