Ну что ж, продолжим путешествие по примечательным местам адлеровских воззрений.
Едете вы в автобусе. Час пик. Давка. Тут какой-то невежда наступает вам на ногу.
Ваши новенькие туфли, которые вперед выходом бережно почищены щёточкой с кремом ощутили это воздействие и вы чувствуете гнев.
Возможно, вы просто скрипнете зубами, а возможно, отпустите вожжи своих чувств и вдоволь накричите на обидчика.
Знакомая ситуация? Конечно. Ни капли не удивительная и понятная.
Однако, Адлер и тут подкидывает нам почву для размышлений.
Люди, которые страдают от сильного проявления своего гнева говорят нам «Я не контролировал себя! Я вообще не могу контролировать свой гнев!», и тут мы видим последовательность — сначала мы гневаемся, потом проявляем свой гнев, например, кричим, верно?
Но Адлер вновь предполагает: «А что если для достижения крика, ты создал в себе эмоцию гнева?»
Что если твой первоначальный позыв был именно в проявлении, а эмоция служит лишь оправданием твоего поведения?
Если взять пример с тем бедолагой, который наступил вам на ногу, то Адлер бы трактовал это так — ваша цель состояла в том, чтобы подчинить человека своей воле. Вы выбрали инструмент для этого — крик. И для того, чтобы цель была достигнута вы придумали гнев.
Вы можете сказать: «Но ведь как так? Я неосознанно выбрал этот гнев.»
Здесь в пору вспомнить Стивена Кови, с его 7 навыками высокоэффективных людей, который во многих аспектах опирается на адлеровские концепции (да-да).
Так вот, есть стимул — вам наступили на ногу. И есть ваше чувство, от того, как вы осознали, что на вашей лакированной туфле внезапно оказалась чужая нога.
«Между стимулом и реакцией есть пространство» — утверждает Кови. Вы вольны выбрать, как реагировать — гневным криком или вздохом со спокойной просьбой человеку убрать ногу.
Речь не идёт про подавление гнева.
Речь про выбор реагирования на стимул.
Гнев — всего лишь средство достижения цели.
Любопытно, не так ли?
Продолжим.