1961
Аламо -- The Alamo (Batjac, UA)
Лучший звук – Гордон Сойер и Фред Хайнс (Gordon E. Sawyer and Fred Hynes)
В 1836 году в Техасе, самой северной провинции Мексики, против тиранического правления генерала Санта-Анны (Рубен Падилья) поднимается восстание. Возникает независимая республика. Генерал Сэм Хьюстон (Ричард Бун) пытается собрать и обучить армию повстанцев. Полковник Уильям Трэвис (Лоуренс Харви) прибывает с 25 добровольцами, чтобы встать на защиту молодого государства. В Техас проезжает и полковник Джим Боуи (Ричард Видмарк), тоже со своими бойцами. Сразу же возникает сильное соперничество между группировками повстанцев, которое грозит перерасти во внутреннюю войну. При посредничестве полковника Дэви Крокетта (Джон Уэйн) противоречия удается решить. В бывшей испанской миссии Аламо 180 человек теперь готовы противостоять наступающей мексиканской армии численностью 7000 солдат. Такова завязка масштабного киноэпика “Аламо”.
Для 52-летнего Джона Уэйна фильм стал исполнением мечты. Закончив производство ленты, он признался голливудской журналистке Хедде Хоппер: «С первого дня, когда я стал работать в кино, я хотел снять его. Пришлось терпеть в течение примерно тридцати лет – но я, наконец, добился своего». Предлагая проект, Уэйн настаивал на том, что не только сыграет в нём роль, но и будет режиссером кинокартины. Фильм был слишком личным, чтобы отдавать его на откуп стороннему человеку. Впервые намётки сценария появились в 1947-м г. Уэйн и сценарист Джеймс Грант отправились в Сан-Антонио и наняли исследовательскую группу, чтобы им собрали все архивные записи об Аламо и его защитниках. Затем Уэйн предложил идею Герберту Йейтсу, владельцу киностудии Republic Pictures, с которой у актёра был контракт. Йейтс оказался осторожен. Он не видел большого коммерческого потенциала в техасской теме, однако расстраивать Уэйна не хотел, поскольку тот был самым кассовым активом студии. Йейтс годами держал проект “Аламо” как пряник для актёра. До самого момента, когда студия прекратила своё существование, Уэйн так и не продвинулся к реализации фильма ни на шаг.
Кинолента стала возможной, только когда в 1957-м г. проектом заинтересовался Джеймс «Счастливчик» Шахан, владевший ранчо площадью 22000 акров. Его он использовал, чтобы построить там тщательно продуманные декорации. С помощью арт-дизайнера Аль-Ибарра Аламо и окрестности были готовы к середине 1959 года. С этим капиталом Уэйну не составило труда найти студию, готовую взяться за проект. Ею оказалась United Artists.
Кастинг оказался проблемой. Уэйн изначально хотел сыграть небольшую роль Сэма Хьюстона (роль Буна) и в основном посвятить себя режиссуре. Однако судия United Artists заявила, что выделит бюджет для фильма только на условии, что Уэйн сыграет Дэви Крокетта. Пришлось согласиться. Ранние пресс-релизы называют Уильяма Холдена и Рока Хадсона исполнителями ролей Джима Боуи и полковника Уильяма Трэвиса. Однако им не удалось согласовать график съемок и некоторые другие вопросы. Когда Холден отпал, зашла речь о Чарльтоне Хестоне и Джеймсе Арнессе. Но к лету 1959-го Уэйн остановился на Ричарде Видмарке, чьей универсальностью он восхищался и кто, по его мнению, мог обеспечить правильный баланс между шумным Дэви Крокеттом и чопорный полковником Трэвисом. Уэйн и Видмарк хорошо работали на камеру, но за кадром отношения были далеко не дружескими и довольно натянутыми. Для роли Трэвиса Джон Форд посоветовал Уэйну Лоуренса Харви. Недавно из Англии, он был номинирован на Оскар. Бисексуальность Харви оказалась чем-то вроде проблемы для Уэйна, но он научился уважать и восхищаться трудолюбием Харви. Два актера вместе прекрасно сработались и развили взаимное уважение.
Фильм заработал в прокате около 8 миллионов долларов. Учитывая огромные расходы на подготовку и съемки – не слишком впечатляющий результат. Однако студия оказалась не в проигрыше. Джон Уэйн в силу договорных обязательств не заработал таких денег, но он исполнил мечту и дебютировал в режиссуре. Многие критики называют киноленту провалом. Но эта военная сага навсегда прочно вошла в историю кинематографа и даже получила один Оскар.
1964
Как был завоёван Запад -- How the West Was Won (MGM/Cinerama)
Лучший оригинальный сценарий – Джеймс Уэбб ( James R . Webb );
Лучший звук – Франклин Милтон ( Franklin E . Milton );
Лучший монтаж – Харольд Кресс ( Harold F . Kress )
Эта грандиозная сага рассказывает о жизни фермерской семьи на протяжении трех поколений, с 1839 по 1899 год. Судьба ведёт её через путешествие на Запад, гражданскую войну, нападения индейцев, золотую лихорадку, разгул преступности, появление железной дороги, и, наконец, установление закона и порядка.
Сцены, где Ева Роулинг (Кэрролл Бейкер) прощается с сыном Зебом (Джордж Пеппард), когда он идет на войну, и её молитва по умершему отцу (Карлу Мальдену) очень трогательны. Битва при Шайло 1862 года мастерски снята так, что до зрителя умело доносится все её жестокость и ужас. Генерал Грант (Гарри Морган), Авраам Линкольн (Раймонд Мэсси) и генерал Уильям Текумсе Шерман (Джон Уэйн) не просто картонные фигуры из учебника истории – а индивидуальные характеры.
Масштабность проекта была настолько явной, что за съёмки взялись три ведущих голливудских режиссера вестернов: Джон Форд, Генри Хэтэуэй и Джордж Маршалл. Однако из них только часть Форда со сценами Гражданской войны оказалась действительно успешной. Критические отзывы о фильме в лучшем случае были неоднозначными. Variety назвал фильм «великолепным, захватывающим зрелищем. . . одним из лучших, когда-либо виденных ». Газета New York Herald Tribune оценила ленту как «не только дань уважения в американскому прошлому, но как настоящее американское кино». С другой стороны, серьезные киноведы раскритиковали кинокартину в пух и прах. Уильям Эверсон писал, что «Как был завоеван Запад” оказался не глубоким фильмом, как ожидалось, а просто поверхностным развлечением, с хорошей картинкой и захватывающими трюками.
1964
Хад -- Hud ( Paramount )
Лучшая актриса – Патрисия Нил ( Patricia Neal )
Лучший актёр второго плана – Мелвин Дуглас ( Melvyn Douglas )
Лучшая операторская работа в черно-белом кино – Джеймс Вонг Хов ( James Wong Howe)
Фильм показывает три поколения семьи, живущей на современном Западе. Шумный и корыстный Хад (Пола Ньюман) отрицает ценности своего отца Гомера (Мелвин Дуглас). Пол Ньюман изображает представителя нового поколения жителей Запада: подлого, беспринципного, циничного и высокомерного. Кредо Хада: «Если не позаботишься о себе, единственная помощь, которую ты получишь - это когда гроб опустят в могилу ". В фильме показывается переход Старого Запада с его кодексом чести, к Новому Западу с его акцентами на жадность и безразличие.
Кинолента снята по роману Ларри Макмертри, переработанному в сценарий Гарриет Франк Мл. и Ирвингом Раветч. Актёры сыграли безупречно. Патрисия Нил и Мелвин Дуглас выиграли заслуженные награды Академии, а Пол Ньюман получил номинацию на лучшую мужскую роль.
1966
Кэт Балу -- Cat Ballou (Columbia)
Лучший актёр – Ли Марвин ( Lee Marvin )
В этом фильме, действие которого происходит в 1890-х, интрига закручивается вокруг Кэтрин «Кэт» Балу (Джейн Фонда) большой любительницы почитать бульварные вестерны. Чтобы отомстить за отца, она решает нанять самого известного стрелка Кида Шеллина (Ли Марвин). Проблема в том, что Кид стал бесполезным пьяницей, который не трезвел уже 20 лет.
В фильме есть все ингредиенты шаблонного вестерна: простых фермеров терроризирует алчный спекулянт землей, некогда героический стрелок теперь совсем не тот и финальная конфронтацией между силами добра и зла. Нат Кинг Коул и Стабби Кэй появляются на экране, двигая сюжет серией баллад в лучших традициях кантри. Интересно, что роман Роя Ченслора, по которому сделан фильм, был серьезным вестерном. Элементы комедии добавлены в сценарий по настоянию режиссера Эллиота Сильверштейна.
“Кэт Балу” стал первым крупным прорывом Джейн Фонды и последним хитом Ната Кинга Коула, который умер, не дожив до премьеры. Марвина фильм выдвинул в когорту кинозвёзд. Он получил множество наград за лучшую мужскую роль. Кроме Оскара, актёр был премирован Берлинским международным кинофестивалем, Британской киноакадемией, Золотым глобусом.
1970
Бутч Кэссиди и Санданс Кид -- Butch Cassidy and the Sundance Kid (20th Century Fox)
Лучшая песня “Raindrops Keep Falling on my Head” музыка Бёрт Бачарач ( Burt Bacharach) , слова – Хэл Дэвид ( Hal David)
Лучшее звуковое сопровождение - Бёрт Бачарач (Burt Bacharach)
Лучшая операторская работа – Конрад Холл ( Conrad Hall )
Лучший оригинальный сценарий – Уильям Голдман (William Goldman)
Фильм Джорджа Роя Хилла показывает агентов Пинкертона как организацию бесчувственных убийц, а преступников Бутча и Сандэнса как пару беззаботных проходимцев. Вместе с красоткой Эттой Плейс эти двое участвуют в серии криминальных приключений на Диком Западе, легко шагают по жизни, уверенные в своей способности выйти сухими из воды. Они бегут от правосудия в Боливию, где их преследуют сотрудники правоохранительных органов.
Это замечательный пример ревизионистского кино, которое смотрится взахлёб. Фильм возродил карьеру Пола Ньюмана, сделал звезду первой величины из Роберта Редфорда. Интересный факт - режиссер Джордж Рой Хилл первоначально выбрал Роберта Редфорда на роль Бутча и Пола Ньюмана на роль Сандэнса; однако по предложению Редфорда они поменялись. Это несомненно пошло киноленте на пользу.
Фильм стал одним из самых популярных и самых прибыльных вестернов 1970-х. Он был номинирован на семь премий Оскар и выиграл четыре из них. Эта авантюрная трагикомедия о классических персонажах Дикого Запада в наше время считается культовой.
1970
Настоящее мужество -- True Grit (Paramount)
Лучший актёр – Джон Уэйн ( John Wayne )
Фильм снят по сценарию Маргариты Робертс, написанному по мотивам романа Чарльза Портиса. История сосредоточена на юной Мэтти Росс (Ким Дарби), которая отправляется на Дикий Запад, чтобы отомстить за убийство отца. Она заручается поддержкой маршала США Рустера Когберна (Джон Уэйн), рекордсмена по задержанию преступников в труднодоступных местах. Хотя у него избыточный вес и чрезмерная любовь к выпивке, девушка нанимает одноглазого Когберна, потому что считает, что только у него хватит смелости выследить убийцу на опасной индейской территории
Получился отличный фильм - грустный, захватывающий, сладкий и горький одновременно. Более пронзительный и чувственный, чем любой другой фильм Уэйна. Съемки в живописных местах Калифорнии и мелодичная партитура добавляют киноленте очарования.
Оскар Джона Уэйна был заслужен не только потому, что тот долгое время успешно работал в кино, как утверждают некоторые, но в равной степени и за создание достоверного образа одноглазого алкоголика с большим и горячим сердцем. "Вау!" воскликнул благодарный Уэйн на церемонии вручения премии Оскар: «Надо было надеть эту повязку на глаз тридцатью пятью годами ранее. . . »
(с) Свен Железнов
Если хотите ещё оскароносных вестернов - ставьте лайки и пишите комментарии!
Больше интересных статей вы можете прочитать в журнале Vintage Pictures https://boosty.to/vintage_pictures
Также читайте:
Вестерны, получившие Оскар (1950-е)
Вестерны, получившие Оскар (1930-40-е)
Лучшие вестерны Джона Форда по мнению самого режиссера
Кавалерийская кинотрилогия Джона Форда
4 ревизионистских вестерна 1970-х
5 вестернов Энтони Манна с Джеймсом Стюартом в главной роли