(Интервью Стюарта Д. Монро для horrordna.com, сентябрь 2018)
«Репортаж», «Мама», «Багровый Пик», « По ту сторону двери», «Заклятие 2», «Чужой: Завет», «Мумия», «Астрал: Последний ключ», «Слендермен», «Оно» – что объединяет все эти фильмы?
Ответ: самая главная «экспортная статья» Испании – Хавьер Ботет. За последние десять лет Хавьер стал ведущим исполнителем ролей монстров в фильмах ужасов. Его двухметровый рост и вес в 55 кг идеально подходят для создания длинноногих, гуттаперчевых кошмарных существ (и служат проклятьем для CGI -художников), появившихся в некоторых известных фильмах ужасов.
Сам он – полная противоположность своему образу. Тихий, спокойный великан, большой поклонник жанра, а также режиссёрского ремесла, писательского и изобразительного искусства. Его последний фильм – «Мара. Пожиратель снов » (премьера состоится в США 7-го сентября), где он играет демона сна, чьим именем назван фильм. Мне удалось поговорить с ним о «Маре», жизни под всем этим гримом, его подходе к работе и различных проектах в будущем.
Стью: Как бы ты описал свой опыт в создании «Мары»? За последнее время ты снялся в массе фильмов, так на каком же месте располагается «Мара» в контексте общего опыта на съёмочной площадке и тех ощущений, что вызывает кино?
Хавьер: Ну, я чувствовал, что вся команда была настроена очень приветливо. В целом, я с удовольствием занимался тем, что люблю. На съёмках «Мары» я ощущал себя как дома; режиссер Клайв Тонг, сценарист Джонатан Фрэнк и продюсер Джеймс Эдвард Баркер... даже Ольга (Куриленко) была удивительно милой женщиной. Так что с первого дня я почувствовал себя очень, очень комфортно. У нас сразу возникли тёплые отношения, с этими людьми было легко работать. Ещё до того, как мы всё обсудили (я всегда стараюсь так поступать)… Я стараюсь поговорить с режиссёрами, увидеть и обсудить то, чего они хотят. Сперва Клайв спросил меня, что я могу сделать, что, по моему мнению, я могу предложить. Я люблю работать подобным образом; он постоянно задавал мне вопросы, и мы сотрудничали. Я знаю своё тело лучше, чем кто-либо другой, поэтому у меня всегда есть что предложить. И он всегда принимал мои предложения. С ним просто общаться, он очень внимателен. Даже грим… Это скромный фильм, без большого бюджета. Грим был очень простым и лёгким. Для меня работать тем проще, чем удобнее. Зачастую мы наносим очень сложный грим, создаём непростых персонажей, роли которых не позволяют мне удобно двигаться, и играя их я чувствую себя не очень комфортно. Но в этом фильме (снятом в Саванне, штат Джорджия) всё происходило очень легко, весело и приятно. По итогу я думаю, что мы делали всё с любовью; не дождусь, чтобы посмотреть фильм, потому что я его ещё не видел.
Стью: О, ничего себе. Значит, ты его ещё не смотрел? Всё, о чём ты говоришь, определенно должно появиться в отснятом материале. Я собирался спросить насчёт грима. Некоторые из видов грима, которые ты носил, в частности для персонажа Мирту из «По ту сторону двери» (который тоже был потрясающим), должно быть, очень тебя ограничивали.
Хавьер: Да уж.
Стью: ...но персонаж «Мары» проводит много времени в тени, и кажется, перевоплотиться в него было немного легче.
Хавьер: Точно, точно.
Стью: Итак, прошло пять лет с тех пор, как вышел фильм «Мама», и теперь на тебя большой спрос в хорроре. Ты чертовски популярен. Наверное, теперь тебе гораздо сложнее выйти из дома в роли простого прохожего. Тебя больше узнают дома, в Испании, или труднее выйти по своим делам здесь, в Штатах?
Хавьер: Ну, суть в том, что в Испании я занимаюсь другими проектами помимо фильмов ужасов. За пределами Испании, за границей, я играю подобные роли. Два года назад я снимался в Лондоне в какой-то мрачной комедии без грима, это был странный опыт. Я всегда в маске. Я использую много протезов, поэтому людям трудно меня узнать, однако это случается. Такое случается. Иногда люди узнают меня, и мне приятно. Потому что я люблю, когда они говорят, что им нравится моя работа. Это хорошо. А порой люди узнают меня, но мне это не по душе… Я не жажду... огромной славы. Все тебя узнают? Мне это не нравится. К такому я не стремлюсь. Я уже счастлив, потому что работаю без остановки. Я люблю именно работу. Множество людей, занятые в этом бизнесе и знакомые с моей работой, – вот те люди, чьего признания я жду. На улице, изредка – ладно. Несколько раз это приятно, но не более. Однако в Испании я снимаюсь в вечерних комедиях, драмах и других проектах. Моя проблема вне пределов Испании заключается в английском языке. Что не очень-то хорошо; я работаю над ней. Навык улучшается, но разговаривая на испанском, я могу быть... ах, да я могу быть кем угодно. Так что благодаря комедиям и другим проектам, над которыми я работаю, многие меня узнают. Иногда благодаря моей работе в качестве актёра ужасов, иногда из-за комедий, иногда по другому поводу, так что это довольно, хм… в Испании, меня узнают немного больше, чем за границей, но в целом всё похоже.
Стью: Отлично. Здорово! Итак, был ли какой-то конкретный фильм (особенно в нынешний насыщенный период), который ты считаешь самым интересным благодаря актерскому составу, месту действия, режиссёру? То есть, о чём у тебя остались особенно приятные воспоминания?
Хавьер: Нет, причина, по которой я пытаюсь улучшить свой английский в свободное время, заключается в том, что со мной легко общаться. Я люблю шутить, чудить и кайфовать от съёмок. Но до этого момента приходилось трудно. Сейчас дела идут гораздо лучше, чем год назад. Поэтому, когда я работаю с кем-то, кто говорит по-испански, это очень сильно помогает мне чувствовать себя комфортно и самовыражаться. Например, в фильме «Мама» я работал с Энди Мускетти (который родился в Аргентине), и для него испанский – родной язык. Это всё упростило, и именно с Барбарой Мускетти, его сестрой-продюсером, у нас состоялось очень хорошее сотрудничество. Даже продюсер Гильермо дель Торо говорит по-испански, это было очень важно. Я чувствовал себя максимально комфортно. Как я уже говорил, съёмки «Мары» были одними из самых замечательных. С Клайвом Тонгом мне было очень удобно. У нас схожее чувство юмора, что очень помогало. И сейчас работая над второй частью «Оно», я снова сотрудничаю с Энди Мускетти, Барбарой и остальными. В третий раз работаю с Джессикой Честейн.
Стью: Она просто чудо.
Хавьер: …да, мы как будто семья, это помогает получать удовольствие от съёмок. Такой вот опыт. И когда я работаю в Испании с Алексом де ла Иглесия или кем-то в этом роде, получается очень весело, потому что я знаю этих людей, они из Мадрида, и мы часто тусуемся по вечерам и здорово веселимся.
Стью: Ладно, короткий вопрос напоследок: над чем именно ты будешь работать дальше? Я знаю, что съёмки «Оно» проходят прямо сейчас, но что будет после «Оно»? Или ты собираешься немного отдохнуть?
Хавьер: О, нет. Я люблю работать. Может быть, иногда мне требуется месяц, чтобы передохнуть, но не больше. Не больше, потому что через месяц мне захочется, станет нужным чем-нибудь заняться. В данный момент я работаю над второй главой «Оно», а на прошлой неделе я закончил свою роль в "Звездном пути: Дискавери".
Стью: Круто!
Хавьер: Да, для меня большая честь участвовать в этом проекте. Просто мечта. Итак, в ближайшие недели я вернусь в Торонто, чтобы закончить свою работу в «Оно» и приступить к небольшой роли в «Страшных историях для рассказа в темноте», фильме, который снова снимается при участии Гильермо дель Торо. А также при участии Дж. Майлза Дейла, который является продюсером "Мамы-2", так что… это немного похоже на семью. Люди из Торонто: Гильермо, Энди и эти ребята всегда снимают в «Торонто Пайнвуд», так что с этой студией я сотрудничаю гораздо больше, чем с другими.
Стью: Да, так ты обретаешь больше стабильности.
Хавьер: А в ноябре в Испании выходит фильм, драма, что-то вроде странной любовной истории. Без грима. Это... да, испанский фильм. Также у меня есть проект, над которым я сейчас работаю – вечернее шоу в Испании, я начинаю работать в этом сезоне, так что у меня полно дел.
Стью: Вау, ты занятой человек.
Хавьер: Точно , лучше быть занятым.
Стью: Что ж, большое спасибо, мистер Ботет. Очень признателен вам, сэр.
Хавьер: И вам огромное спасибо.