В Испании энергетическая система частная, а во Франции (пока что) государственная. Поэтому когда в Мадриде ударили неслыханные морозы (-24°), то стоимость электричества выросла почти в четыре раза (с 33 до 120 евро). А во Франции несмотря на похолодание пользователи платили по прежней фиксированной цене.
Однако теперь это может измениться: Еврокомиссия настаивает на частичной приватизации французской энергетики. Речь идёт о том, чтоб разделить государственную компанию EDF, после чего ту часть, которая требует наибольших вложений, оставить у государства, а самые прибыльные куски приватизировать. Разумеется, это не может не сказаться на конечных потребителях электроэнергии – людях.
24 градуса ниже нуля. Именно такую температуру зафиксировали термометры в районе Мадрида две недели тому назад. Но рекорды были не только температурные. Волна уже вошедшего в историю похолодания привела к взрывному росту тарифов на электричество. В один из дней стоимость мегаватт-часа дошла до 120 евро, но в среднем в эти аномальные холода она составляла 94,99 евро (ранее стоимость мегаватт-час равнялась 33 евро). Можно убедиться, что такое открытие рынка для конкуренции и ускоренная приватизация на примере Испании, где стоимость электроэнергии колеблется в зависимости от спроса и предложения. Заметим, что во Франции тарифы для большинства клиентов EDF остались, в соответствии с регламентом, неизменными. Надолго ли?
Уже более года профсоюзы работников энергетической отрасли ведут борьбу против проекта Hercules. За этим очень удачно выбранным мифологическим названием скрывается последний грандиозный этап процесса разрушения государственной энергетической службы, начавшегося более двадцати лет назад. После двух дней протестов и забастовок, в которых в конце прошлого года приняли участие многие работники отрасли, 19 января выступления возобновилась вновь и с теми же требованиями. 28 января, если не будет ограничений в связи с эпидемией Covid-19, в рамках призыва к социальной мобилизации начнут бастовать и проводить манифестации электрики, газовщики, менеджеры и производственники. Но их борьба на этом не закончится. «До победы!» – обычно отвечает Себастьен Менеплие, генеральный секретарь отделения профсоюза ВКТ («Всеобщая конфедерация труда»), объединяющего работников добывающих отраслей и энергетики.
«Мы боремся не за себя, – добавляет он. – Энергия – это товар первой необходимости, но европейские директивы и французское законодательство способствуют разрушению государственного сектора, который с 1946 года обеспечивает равный доступ для всех к этому ресурсу. Тринадцать миллионов человек во Франции находятся в состоянии энергетической уязвимости. Нужно переделать всю систему».
Проект Hercules – это история взаимных уступок. Чтобы получить огромные финансовые ресурсы, срочно необходимые для модернизации действующих атомных реакторов и сооружения шести EPR (европейский реактор с водой под давлением), полностью государственная компания EDF должна открыть доступ частному капиталу к своим рентабельным видам деятельности (распределение и маркетинг электроэнергии, гидроэлектростанции и возобновляемые источники энергии). Операция должна повлечь за собой разделение компании на EDF Bleu (атомная энергетика), которая по-прежнему останется в руках государства, EDF Vert (в основном Enedis) и, возможно, EDF Azur (гидроэлектростанции) с частичной приватизацией. Последний штрих: судя по всему, EDF Bleu всё равно будет вынуждена продавать по сниженным ценам, хотя и с небольшой переоценкой, часть имеющейся в её распоряжении электроэнергии своим конкурентам.
Дни мобилизации привлекают ещё больше внимания к таким вопросам, поскольку дискуссии о будущем государственного сектора электроэнергетики проходят тайно в режиме видеоконференций между правительством и Еврокомиссией, причём последняя очень тщательно заботится о свободной и чистой конкуренции. Протестные движения работников, составили адресованное Эммануэлю Макрону письмо лидеров четырёх профсоюзов (ВКТ, «Французской демократическая конфедерация труда» (CFDT), «Рабочая сила» (FO) и CFE-CGC) с требованием отказаться от проекта Hercules, а также позиция несогласия, открыто высказанная левыми депутатами и частью депутатов-республиканцев (LR) наделали хлопот вдохновителям проекта «Геркулес».
Объединившимся в этой борьбе четырём профсоюзам, представляющим работников энергетической отрасли, удалось достучаться до руководства EDF, министра комплексных экологических преобразований Барбары Помпили и даже еврокомиссара Маргрет Вестагер. «Дни нашей протестной активности способствуют тому, что трудящиеся могут продемонстрировать свою решимость, – считает Себастьен Менеплие. - Чем больше их будет, тем меньше шансов на то, что этот проект удастся тайно реализовать».