Мальчик нейтронную бомбу нашел,
С нею мальчонка в школу пришел...
Долго смеялась потом ГОРОНО:
Школа стоит, а в ней — никого!
Детская страшилка
Про идеологическое воспитание детей в пионерском лагере 70-х годов никогда не забывали. Одно из мероприятий в этом процессе — конкурс рисунков-плакатов на асфальте.
Асфальта в лагере не было, поэтому рисовали на бетонных плитках вокруг штаба. Выбирали по одному исполнителю от отряда, давали час и коробку цветных мелков. После чего комиссия оценивала, что детишки накалякали.
Фантазию не ограничивали, но о политике тогда знали мало, в основном по газетам и журналам. Поэтому рисовали «Солнечный круг, дети вокруг», себя, цветы. Лозунги «Нет войне», «Миру — мир!», «Свобода, равенство, братство». Типично руки, охватывающие земной шар, ломающие оружие, или рукопожатия разных рас. Короче, что-то жизнеутверждающее, что русские войны не хотят, но кто к нам с мечом, получит по башке ракетой.
Однажды в 16 лет я принял участие в конкурсе «Миру — мир!». Была жара, нормальные пионеры предпочитали прятаться в тени или купаться, только я пыхтел над отрядной газетой. Поэтому выбор упал на меня, хотя рисовать я не умел. Но это же не рисунок, а политический плакат, так что самоуверенно согласился.
Пыхтел час, отхватил площадь метра два на два, несколько мелков искрошил в труху. Потрудился на полную катушку. Отошел в сторону, довольно потираю руки от мела, осматриваю шедевр. Снисходительно кошусь на соседские несерьезные цветочки под солнцем. Не, у меня все по-взрослому, политически грамотно, есть чем гордиться.
Подходит комиссия — Чанцова Т.П., директор лагеря, главная пионервожатая и еще какой-то мужчина. Долго осматривают мой рисунок в недоумении. Наконец, вожатая спрашивает:
— Что это, Олег?
— Разве не понятно? — отвечаю. — «Нет атомной войне», печатным текстом же написал!
— Текст мы разобрали, — миролюбиво замечает Татьяна Павловна. — А вот остальное…
— Очень даже понятно. Вот здесь, — встаю на желтый контур, — кобальтовая оболочка. Белым — тритий. В центре черным два полуядра плутония. Сверху и снизу над ними зеленым — заряд обычной взрывчатки. Вот тут, синим…
— Так, — прервала меня вожатая, — а если коротко?
— Разве не о-че-вид-но, — по слогам, как детям, продекламировал я. — Это разрез нейтронной бомбы. Точнее, кобальтовой, но…
— Чего?! — поперхнулся мужчина.
— Водородной бомбы для радиоактивного заражения. Советский Союз решительно осуждает…
Мужик схватился за голову:
— Откуда эта схема?!
— Из учебника.
— Какого б… учебника?!
— Ну… — я наконец ощутил, что сделал что-то не то. — Квантовая физика для вузов.
— Тебе такое разрешают?!
— А я в читальном зале читал. Мне туда уже можно…
Мужчина отозвал женщин в сторону и что-то им сказал. Вожатая быстро побежала в сторону штаба. Остальные вернулись ко мне.
— Мы решили, что твой чертеж… то есть плакат, победил в конкурсе, — сказал мужчина. — За это твой отряд награждается килограммом конфет, а ты лично — грамотой. Мы считаем, что ты очень графично выразил антивоенные настроения советского народа. — Вожатая вернулась с тряпкой и ведром воды. — Но Пентагон не спит и видит, как украсть наши секреты. Даже сейчас над нами летают шпионские спутники, — он указал пальцем в небо. — Так что ты как можно быстрее сотри схему, договорились?
Я пожал плечами, намочил тряпку и начал стирать рисунок. Мне было непонятно, с чего такая паника. Принципиальная схема атомной бомбы опубликована даже в школьном учебнике. И хотя нам на политинформации объясняли, что негуманная нейтронная бомба — очередной виток в гонке вооружений, никто не понял, что это такое. Если уж протестовать, то знать, против чего…
Просьба комментировать, если понравилось, а лучшие критиковать, мне это нужно для выхода книги "Триста историй из советского детства", куда войдут все истории.