На дворе был 2008 год. Начало экономического спада, который пока ощущали не многие.
Я со своей командой продолжал строить производственные здания из легких металлических конструкций. Команда, конечно у меня была в количественном составе достаточно скромная, это порядка 10 человек рабочих специальностей, ну и я руководивший всем процессом, от заключения договора, поставки материалов до сдачи объекта в эксплуатацию.
Вообще 2008 год для меня оказался даже слишком насыщенным. Это во первых большое количество объектов, территориально разбросанных по Нижегородской и Московской области, во вторых это физическое и моральное истощение от постоянных передвижений и нервных напряжений.
И так к теме статьи.
Однажды на офисный телефон позвонил мужчина и спросил о возможности строительства здания под осетровую ферму. Для меня это было несколько неожиданно, но был дан ответ о том, что наша команда может выполнить строительство такого рода объекта.
Территориальное расположение было не слишком сложным. Размещение производства предполагалось в пределах ста километрах от областного центра.
Первая встреча с потенциальным клиентом прошла достаточно спокойно. Только на встречу клиент приехал на голендвагене черного цвета с непрозрачными стеклами и двумя телохранителями. Государственный знак я не запомнил, но думаю, что он был не простой.
По внешний виду это был мужчина лет пятидесяти с наголо выбритой головой, одетый в черную кожаную куртку и джинсы.
Сейчас я бы сказал, что сходство с персонажем Дмитрия Нагиева в сериале «Физрук» один в один.
Естественно небольшой мандраж у меня присутствовал. Смогу ли я организовать процесс, да так чтобы все работало как часы? Что будет если я сорву сроки строительства? Меня могут закатать в бетон?
Я был в сомнениях.
Коммерческое предложение было сделано в течении двух дней. Клиент еще раз приехал обсудить нюансы. Торговаться клиент не стал, а ведь сумма не маленькая 25 млн. рублей. И это 2008 год, когда стоимость металла была ниже более чем в два раза от сегодняшнего прайса.
Переговоры зашли в плоскость формирования технического задания на проектирование.
После согласования технического задания проводилась работа по составлению проекта договора. Договор был составлен, но в договоре мне не давал покоя один пункт о невозможности корректировки стоимости выполнения работ в большую сторону. Но ведь проектные работы еще не начались, а клиент торопил с подписание договора. А на дворе, напомню начало 2008 года, курс валют был не стабильный, а договор в рублях без какой либо привязки к курсу.
Больше всего меня беспокоила стоимость металлопроката. Она была очень не стабильна, я боялся попасть на большие деньги. А клиент не соглашался на уступки.
И вот наступает день «Ч».
Встречу я назначил не у себя в офисе, а в офисе фирмы с которой у меня был заключен договор о коммерческой безопасности.
Клиент уведомил меня о том, что на окончательные переговоры он приедет с авансовым платежом, дабы оплатить его сразу после подписания договора.
В оговоренное время клиент прибыл на том же черном мерседесе в сопровождении бритоголовых телохранителей. Начались переговоры.
Клиент снова настаивал на жестких рамках бюджета всего строительства.
После того, как одномоментно на стол были вывалены из полиэтиленового пакета наличные в размере пяти миллионов рублей, произошла минутная пауза……..
Опаньки, подумал я, приехали……
Я взял себя в руки, и указал на то, что мы договор еще не подписали, и не пришли к общему решению.
Дальнейшие действия клиента оказались для меня также неожиданными.
Клиент запихал купюры обратно в полиэтиленовый пакет и сказал «не хотите, как хотите» и вышел вон из помещения и затем из здания. Больше я этого клиента не видел и не слышал.
До сих пор мучаюсь в сомнениях, а правильно я сделал, что с легкостью расстался с 25-ти миллионным контрактом. Ведь прибыль маячила порядка 7-8 млн. рублей. А это был 2008 год, когда двух комнатная квартира в центре города НН стоила 1,5-2 млн. рублей.
Вот такая забавная, как мне кажется история.
Спасибо, что дочитали статью. Жду вас в подписчиках.
И вопрос на обсуждение, правильно ли я поступил?