Новая теория Дэвида Галенсона предполагает, что творчество бывает двух различных типов – взрывное и драматическое или размеренное и постепенное.
Осенью 1972 года Дэвид Галенсон изучал в Гарварде голландское искусство XVII века. В первый же день занятий профессор продемонстрировал потрясающее изображение ренессансной “Мадонны с младенцем”.
“Пабло Пикассо сделал эту копию рисунка Рафаэля, когда ему было 17 лет”, - сказал профессор студентам. - Что вы, молодые люди, сделали в 17 лет?”
Этот вопрос мы все задаем себе время от времени. Что мы сделали за последнее время? Этот вопрос возникает у нас, возможно, в каждый день рождения. Он возникает всякий раз, когда мы узнаем, что молодой человек двадцати с чем-то лет пишет роман, меняющий правила игры, или 30-летний предприниматель становится миллиардером.
Этот вопрос мучил Галенсона долгие годы. Обучаясь в аспирантуре он наблюдал, как более дерзкие коллеги пишут диссертации, которые приносят им быстрое признание и мгновенный рост в должности. А он сидел в библиотеке, скрупулезно подсчитывая записи о рабстве 17-го и 18-го веков. В конце концов он нашел место на Нобелевском факультете Чикагского университета, но не как теоретик. Он стал историком колониальной экономики – подсобным рабочим в команде Зала славы.
Однако, теперь Галенсон наконец сделал такое, что могло бы дать надежду легионам “рабочих лошадок” от науки и творчества, похожих на него. Сидя в своем залитом солнцем кабинете на втором этаже кампуса, он просматривал отчеты об аукционах произведений искусства, анализировал записи в антологиях поэзии, подсчитывал количество изображений в учебниках по истории искусств, а затем обрабатывал полученные результаты. Применяя количественные инструменты современной экономики, он искал скрытые закономерности, чтобы раскрыть исходный код творческого сознания.
Он обнаружил, что гениальность – будь то в искусстве, архитектуре или даже бизнесе – не одинакова у 17-летнего Пикассо и у 22-летнего Андреессенса. Галенсон обнаружил, что гениальность проявляется в двух очень разных формах, воплощенных двумя резко отличающимися типами людей.
“Концептуальные новаторы”, как назвал Галенсон первый тип гениев, совершают смелые, драматические и неожиданные прорывы в своих дисциплинах. Они делают самые важные открытия в молодом возрасте. Вспомните Эдварда Мунка, Германа Мелвилла и Орсона Уэллса. Эти люди заставляют всех остальных чувствовать себя неуклюжими и неповоротливыми.
Но есть и второй тип гениев. Это те, кто так же значителен, но кажется очень медлительными по сравнению с первым типом. Галенсон назвал эту группу “экспериментальные рационализаторы.” Такие гении, как Огюст Роден, Марк Твен и Альфред Хичкок всю жизнь идут путем проб и ошибок и, таким образом, достигают своих самых важных результатов гораздо позже.
Галенсон утверждает, что эта двойственность – концептуалисты с Марса, экспериментаторы с Венеры – является основой любого творческого процесса. И это относится практически ко всем областям интеллектуальной деятельности, от художников и поэтов до экономистов.
После десяти лет сбора и обработки статистических данных Галенсон в возрасте 55 лет создал нечто дерзкое и противоречивое: единую теорию поля творчества. Неплохо для парня средних лет.
А что вы сделали за последнее время?
История с открытием для Галенсона началась почти случайно. Весной 1997 года он решил купить картину - небольшую гуашь американского художника Сола Левитта. Но прежде чем заплатить деньги, он позвонил другу-искусствоведу, который сказал ему, что цена слишком высока. “Мы продаем этот размер за меньшую цену”, - пояснил друг.
“Я подумал тогда, что это похоже на покупку обычного ковра", - говорит мне Галенсон. - “Разве размер определяет цену картины? Мой друг даже не видел ее. Как насчет того, когда было создано произведение, какой этап оно представляло в карьере художника? Мне сказали, что это не имеет значения. А я подумал, что это должно иметь значение.”
Галенсон, конечно, был прав. Искусство - это не ковер. А “возраст” произведения искусства имеет значение. Связь между возрастом и другими экономическими переменными лежала в основе научной работы Галенсона. Его первая книга рассматривала связь возраста с производительностью труда среди наемных слуг в колониальной Америке. Его вторая книга рассматривала отношение возраста к цене рабов.
“Это была та же самая регрессия”, - говорит Галенсон, все еще пораженный спустя годы после открытия. - Гедонистическая регрессия заработной платы!”
Поэтому Галенсон в итоге купил картину и принялся искать ответы на вопросы об искусстве так, как это сделал бы любой любящий Левитта экономист.
Галенсон собрал данные, проверил цифры и сделал выводы. Он отобрал 42 современных американских художника и исследовал аукционные цены на их работы. Затем, учитывая размер, материалы и другие переменные, он построил график зависимости между возрастом каждого художника и стоимостью его картин. На вертикальной оси он ставил цену каждой картины, купленной на аукционе; на горизонтальной оси отмечал возраст, в котором художник создал произведение. Когда он прикрепил все 42 получившихся графика к стене своего кабинета, то увидел две отчетливые фигуры.
Для некоторых художников кривая достигала раннего пика, за которым последовало постепенное снижение. Люди из этой группы создали свои самые ценные работы в молодости – Энди Уорхол в 33 года, Фрэнк Стелла в 24, Джаспер Джонс в 27. Ничто из того, что они сделали позже, никогда не достигало этих цен.
Для других кривая была скорее устойчивым подъемом с пиком ближе к концу. Художники этой группы создали свои самые ценные произведения позже в своей карьере – Виллем де Кунинг в 43 года, Марк Ротко в 54, Роберт Мазервелл в 72. Но их ранняя работа не стоила многого.
Галенсон решил проверить надежность своих выводов о жизненных циклах художников, обратив внимание на другие переменные, помимо цены. Учебники по истории искусства, по-видимому, отражают консенсус среди ученых относительно того, какие произведения важны. Поэтому он и его помощники собрали учебники и начали составлять таблицы иллюстраций, чтобы сделать вывод о важности. (Методология аналогична системе PageRank Google: чем больше книг “привязано” к определенному произведению искусства, тем более важным оно считается).
Когда команда Галенсона соотнесла частоту изображения с возрастом, в котором художник его создал, снова появились те же два контрастных графика. Некоторые художники были представлены десятками произведений, созданных в двадцать и тридцать лет, но относительно немногими работами, сделанными в более зрелом возрасте. Для других художников все было в точности наоборот.
Галенсон, классическая библиотечная мышь, начал читать биографии художников и работы искусствоведов, чтобы добавить немного фактов к собранным статистическим данным. И тут теория ожила! Эти два типа графиков представляли два типа художников, два типа людей.
Озарение было настолько сильным, что Галенсон вскоре обратил все свое внимание на эту тему. Он развил свою теорию в 24-х статьях и изложил свои выводы в двух книгах: "Живопись вне линий: Паттерны творчества в современном искусстве", и "Старые мастера и молодые гении: Два жизненных цикла художественного творчества”.
Пабло Пикассо и Поль Сезанн - архетипы галенсоновской вселенной. Пикассо был концептуальным новатором. Он резко и решительно порвал с прошлым ради нового революционного стиля - кубизма, ставшего новым направлением в искусстве. Его "Авиньонские девицы", считающиеся критиками самой важной картиной за последние 100 лет, фигурируют в большем количестве учебников по истории искусства, чем любое другое произведение 20-го века. Пикассо закончил "Портрет мадемуазель Обри", когда ему было 26. Он дожил до девяностых и, конечно, создал много других известных работ, но анализ Галенсона показывает, что из всех работ Пикассо, которые появляются в учебниках, почти 40 процентов - это те, которые он закончил до того, как ему исполнилось 30.
Ставьте лайки и подписывайтесь на канал!
Пишите в комментариях, о чем еще из мира психологии вы хотите узнать!