Царь Петр питал к медицине особую страсть.
Если требовалось - перевязывал раны, вырывал зубы и пускал кровь. Умел даже делать простейшие операции.
Причем основные приемы медиков того времени он освоил уже к восемнадцати годам благодаря жившим в Москве иностранным докторам. У врача-хирурга Ивана Термонта прошел краткий курс «отворения крови» и лечения пиявками, у Петера Пиля - начала фармакологии...
Именно при Петре I в России была впервые организована медицинская служба, обеспечившая армию и флот, открываются госпитали.
Всего при жизни Петра было открыто десять госпиталей и более пятисот лазаретов. Появление первых медицинских коллекций и музеев в России также связано с именем Петра.
В те же времена появилось и такое придворное звание, как «лейб-медик».
Они упоминаются в петровской Табели о рангах 1722 года - впервые в русских официальных документах. Там значились «первый лейб-медикус», то есть личный врач императора, и «второй лейб-медикус» (врач императрицы).
Русская медицина при Петре оказалась настолько успешной, что во времена последующих царствований уже европейские врачи нередко приезжали к российским коллегам за опытом.
Особенно это касалось практических вопросов, поскольку медицинское образование в Западной Европе имело явно выраженный крен в теорию.
Петр же как раз развивал практическое обучение, когда преподаватели показывали своим ученикам все премудрости профессии на пациентах...
В военно-медицинском музее в Петербурге хранится деревянная скульптура Петра I. Датирована она концом XVIII века. Все в ней символично: царь-реформатор опирается не только на ствол пушки (иными словами, военную мощь России), но и на фолианты, то есть на знание и силу.
По материалам рубрики «Наследие» автора Сергея Глезерова.
Самые интересные очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине .
Еще больше интересных фактов из истории, литературы, краеведения, искусства и науки - на сайте Лектория.