20 лет назад, 25 марта 2001, вышел "25 кадр", 6-й студийный альбом петербургской группы Сплин.
В данном обзоре предлагаются: предыстория и история создания альбома, разбор треков, и описание моего отрезка сплиномании, связанного с этой пластинкой.
В конце приводится мое оригинальное суждение об особом месте "25 кадра" в дискографии Сплин.
Предыдущий альбом "Альтависта", вышедший в октябре 1999, которому выпало стать преемником легендарного и классического "Гранатового альбома", публика восприняла по-разному, а критика и вовсе не восприняла. Считалось, что этот альбом не для радио, хитов на нем нет, и вообще, "группы хватило только на один альбом".
Александр Васильев всегда относился к критике спокойно. В своих интервью он рассуждал, что невозможно все время писать хиты, возглавлять чарты и быть самыми популярными - и был прав. На "Альтависте", которая, как утверждал автор, целиком вышла из "Марии и Хуаны", завершающей "Гранатовый альбом", Сплин попробовали себя в другом качестве - и, по моему мнению, добились успеха. "Альтависта" для меня - №2 в дискографии группы.
Таким образом, в начале 2000-х от группы, записавшей пять совершенно разных, но при этом сильных альбомов, можно было ожидать всего, чего угодно. И все же, появление "25 кадра" мне не кажется случайным. И сами музыканты, и их поднаторевший в шоу-бизнесе продюсер Александр "Хип" Пономарев не могли не понимать: еще один непопулярный альбом может, и не поставит на группе крест, но вернет ее туда, откуда она начинала: а именно со стадионов и крупных залов в маленькие, полузаполненные клубы. Причем вернет уже навсегда.
Александр Пономарев, продюсер группы: "Мы долго разговаривали, и я пытался объяснить музыкантам, что права на ошибку у нас сейчас нет. Два некоммерческих альбома подряд превратили бы "Сплин" в альтернативную группу. С умной клубной публикой и с отсутствием всяких перспектив. О стадионах можно было забыть навсегда. Ребята согласились со мной и стали работать.
...Постоянно приходится балансировать на грани рока и коммерции. Больше рока - и от тебя отвернулись старые фэны. Но по-моему, мы все сделали правильно".
Так что, для меня является очевидным, что в 2000 Сплин взяли курс на создание коммерчески ориентированного, медийного продукта, а уж произошло это подсознательно или в результате волевого решения - это дело второстепенное.
Но перед записью нового альбома в группе произошли изменения в составе. "Альтависта" оказалась единственным альбомом, записанном в составе: Александр Васильев - автор, гитара, вокал, Александр Морозов - бас-гитара, Стас Березовский - гитара, Сергей Наветный - ударные и Ян Николенко - флейта. Пожалуй, я могу назвать его моим любимым составом Сплин. Мне довелось увидеть его на сцене целых 5 раз на моих первых концертах.
11 марта 2000 я открыл свои концертные 2000-е. В тот вечер Сплин дали неплохой концерт в ДК Меридиан. Как очевидец, могу подтвердить: группа была в форме, Васильев в оранжевой толстовке источал артистическую энергию, в сете был соблюден баланс между старыми и новыми песнями (я впервые услышал "Всего хорошего", которая затем войдет в "25 кадр", и единcтвенный раз - "Кое-что еще", которая войдет в вышедшую в том же году первую компиляцию группы "Зн@менатель"). Так как разогревающей командой были Би-2, Сплин выступали недолго - чуть больше часа, и не выходили на бис, зато последней сыграли настоящий сюрприз - песню "Иди через лес" с культового "Коллекционера оружия".
Увы, тогда я видел состав "Альтависты" на сцене в последний раз. Вскоре состав Сплин покинул басист и сооснователь группы Александр Морозов. Он стал тур-менеджером группы, и, хочется верить, остался другом Александра Георгиевича. Его заменил петербургский музыкант Николай Воронов. Трудно сказать, что не устроило лидера коллектива в игре басиста. Сравнивая этих двух музыкантов, стоит отметить, что игра Николая оказалась куда более экспрессивной - возможно, именно такое звучание потребовалось для Сплин.
Практически одновременно в группу вернулся клавишник Николай Ростовский. Он ушел после окончания гастролей в поддержку "Гранатового альбома", решив посвятить время семье, но связи с группой не терял. Он присутствует даже на "Альтависте" - в первой инструментальной композиции группы "Абсент" есть его партия, записанная у него на дому весной 1998.
Фотографии нового состава (впрочем, просуществовавшего недолго), я не нашел (нет его и в оформлении "25 кадра"), зато оценить этот состав можно по видео, которые размещены ниже.
Запись была сделана в 2000 в Москве на студии Андрея Бочко, и растянулась на месяцы. Первыми радио-синглами с альбома стали песни "Линия жизни" и "Тебе это снится", выпущенные в ротацию летом. А вместе с выходом альбома настоящими радио-хитами стали песни "Мое сердце" и "Остаемся зимовать".
К этим песням я отнесся весьма сдержанно (может быть, "Линия жизни" понравилась чуть больше). По сравнению с предыдущими работами, это выглядело как явный шаг назад. Но надежда на сам альбом оставалась...
Первое издание альбома было выпущено лэйблом Sony Music и поступило в продажу в двух вариантах: простое и коллекционное (последнее отличалось от первого наличием многостраничного буклета с текстами песен, а оригинальный трек-лист был дополнен песней «Феллини», записанной совместно с Би-2). Это издание было упаковано в slipcase.
Новый альбом Сплин был куплен мной в день выхода, на кассете в киоске на территории Тушинского рынка. Стоит сказать, что мне понравились, и до сих пор нравятся, и обложка, и название альбома. С нетерпением я поставил кассету в магнитофон...
Кстати, "25 кадр" - название типичное для Сплин, если вспомнить такие названия альбомов группы, как "Раздвоение личности", "Обман зрения", "Ключ к шифру" - то есть, нечто подсознательное, загадочное, скрытое, нелогичное. (Под термином "25 кадр" обычно понимают полумифическую методику воздействия на подсознание людей посредством вставки в видеоряд скрытой информации в виде дополнительных кадров, которые фиксирует только подсознание).
На альбоме представлено 14 треков.
01. Линия жизни
Типичная для группы песня, сразу полюбившаяся многим. Хороший выбор для открывающей композиции для альбома и многообещающее начало.
02. Звезда рок-н-ролла
Также достаточно сильная, темповая песня с сильным текстом в духе "Фонаря под глазом", но в гораздо более soft аранжировке.
03. Всего хорошего
Весьма средняя песня с достаточно туманным текстом.
04. Моё сердце
А вот эта песня вызвала у меня раздражение и символизирует начало разочарования в группе. До этого я не мог себе представить, что Сплин будут записывать поверхностный pop с примитивными текстами.
05. Рики-тики-тави
Не знаю, за что многие так любят эту песню и почему ее так часто исполняли на концертах в 2000-х. По мне, так откровенная чепуха - и такого раньше Сплин себе не позволяли.
06. SOS
Хорошая песня с интересной партией флейты и фирменным тревожным текстом.
07. Феллини
Еще один фирменный медляк в духе "Бонни и Клайд", записанный также, в другой аранжировке с Би-2.
08. Остаёмся зимовать
Еще одна средняя песня, вполне приятная, но явно переоцененная, и запиленная донельзя в радиоэфире и на концертах.
09. Тебе это снится
Забавная и шутливая, но мало запоминающаяся песня типа "Частушек".
10. Совсем другой
Бодрый рок-н-ролл с интересным налетом grunge (прощай, 90-е!) и задорным бытовым текстом, продолжающий тему "Звезды рок-н-ролла".
11. Пластмассовая жизнь
А вот это - очень сильная песня. Яркие образы, держащий в напряжении минорный мотив, стильный минимализм текста Александра Васильева.
Автор на концерте представлял эту композицию как впечатлизм от неудачного расставания. На мой взгляд, ее трактовка шире - скажем, как переживание кризиса среднего возраста.
12. Пой мне ещё
Очень сильная песня, ценность которой с годами я ощущаю все больше. Еще один пример, когда не только краткость - сестра таланта.
13. Ленинград – Амстердам
Еще одна шутливая песня с отстраненными наблюдениями городского романтика.
14. Fine
Заключительный трек - это полминуты звука перематываемой и зажеванной пленки, показывающий, что с чувством юмора у группы всегда было хорошо.
Ставя кассету в магнитофон, я понимал, что ожидать еще одного шедевра от группы не стоит. И все же, альбом вышел намного ниже любых ожиданий - прямо скажем, он вышел крутым разочарованием. "25 кадр" не только на порядок уступает "Гранатовому альбому" и "Альтависте", но и любой из трех ранних пластинок Сплин.
На "25 кадре" есть очень сильные вещи, но на альбоме слишком много балласта в виде бессмысленной чепухи и наполнителя, которая мешает ему стать сильным. По сравнению с "Альтавистой", и любым из ранних альбомов для меня он выглядит как шаг назад, а по сравнению с "Гранатовым альбомом" - как два.
Если "Альтависта" вышла из "Марии и Хуаны", то "25 кадр" - явно из "Пил-курил"...
Тем временем, Сплин развили значительную активность. Летом 2001 появляется сингл "Феллини" - версия, записанная совместно с группой Би-2.
В отличие от предыдущих альбомов, Сплин не устраивали отдельной презентации "25 кадра", а отправились в совместный "Феллини-тур" с Би-2.
Стратегия менеджмента двух коллективов была понятна: записать сингл, обкатать его на радио и устроить совместные гастроли двух популярных коллективов, обеспечив окупаемость предприятия за счет поклонников обоих групп.
Я никогда, за исключением пары песен, не был поклонником Би-2, и на московский концерт в апреле, учитывая разочарование в "25 кадре", не пошел.
Перед этими гастролями Сплин усилили состав еще одним гитаристом. Вадим Сергеев стал седьмым участником группы, и группа в формате септета стала на сцене довольно громоздкой конструкцией.
По итогам тура был выпущен концертный альбом "Fellini Tour".
Сплин тем временем развивали и медийную активность.
18 июня 2001 Александр Васильев и Яник Николенко выступили в передаче "Взрослые песни" на Муз-TV. Акустические варианты новых песен почему-то считаются у поклонников группы (по крайне мере, которым "25 кадр" пришелся ко двору), чуть ли не непревзойденными шедеврами...
В другой раз Сплин в полном составе выступили в программе "Антропология" Дмитрия Диброва.
Наконец, 6 июля Сплин дали сольный концерт в ДК МАИ. На этот раз я решил увидеть группу на сцене. Ведь в сете будут не только песни с нового альбома, рассуждал я, да и вообще на тот момент я не был на концерте группы уже больше года, а учитывая жаркое лето и обстановку военных сборов, было просто необходимо устроить себе какой-то праздник.
Тогда еще большинство московских двориков не запиралось на замки, и я совершил прекрасную прогулку по ним между станцией метро "Сокол" и ДК МАИ, распивая спиртовой раствор, потребительские качества которого были улучшены сливовым вареньем.
В то время электронных билетов еще не существовало, и билет на концерт необходимо было купить заранее. Впрочем, он оказался прекрасно оформлен.
В зале в тот вечер было очень душно, и концерт задерживался. Неожиданно появился Александр Васильев и сказал, что подготовил сюрприз. Под гитару он спел "Под сурдинку" на слова Саши Черного. Это последний известный мне случай живого исполнения автором материала с дебютного альбома группы "Пыльная быль".
Затем выступила и сама группа. Но, пожалуй, кроме открывающего сюрприза, "Пластмассовой жизни" и "Альтависты", меня ничего не порадовало - настолько мое восприятие было отравлено неудачным, на мой взгляд, "25 кадром"...
Тем временем Сплин, снова без афиширования причин, покинул так и не прижившийся в группе басист Николай Воронов. Замену ему искать не стали, и на бас-гитару перевели Вадима Сергеева. Группа в виде сикстета стала более устойчивой системой - этот состав просуществует еще 3 года.
9 декабря в Театре имени Станиславского Сплин выступили с программой "Акустика". На этом концерте состав был усилен перкуссионистом Михаилом Николаевым.
Концертный альбом «Акустика» вышел в 2002 в двух вариантах — обычном однодисковом, и подарочном двухдисковом (Deluxe Edition). Подарочный вариант вышел ограниченном тиражом.
Настоящая изюминка альбома – проникновенная баллада Александра Васильева «Бездыханная легкость моя» , исполненная маэстро под гитару. В студии эта песня не записывалась. Почему-то в некоторых источниках ошибочно указывается, что песня написана на стихи Иосифа Бродского.
Ни в одну из версий концертного альбома не вошли: новая песня «Новые люди», и сыгранная на бис «Рики-Тики-Тави».
В 2004 "25 кадр" в каноническом виде переиздаёт компания «Мистерия звука».
В 2014 запись была выпущена на виниловых пластинках. Виниловую пластинку «25-й кадр» выпустила компания Бомба Мьюзик. В выходных данных этого издания указан неправильный трек-лист альбома (песни переставлены местами). Однако, на самом диске они представлены в том же порядке, что и на компакт-дисках. Виниловые пластинки были произведены в Германии. Альбом напечатан на 180-граммовых дисках-гигантах чёрного цвета. Пластинки упакованы в разворотные конверты типа gatefold.
В том же 2014 на виниле был переиздан и концертный альбом "Fellini Tour".
В 2015 году «25-й кадр» вышел на лейбле Navigator records в формате digipack. Стильный дизайн этого издания выполнен в виде киноплёнки.
Что же касается меня, то на "Акустику" я по понятным причинам разочарования в некогда любимой команде не пошел, а вышедший в феврале следующий альбом "Новые люди" поставил крест на моем активном увлечении группой - он оказался еще слабее "25 кадра".
Удивительно наблюдать, как может вспыхивать и проходить любовь к артистам. Я еще вернусь к альбомам и концертам Сплин, но это случится через годы, и это уже совсем другая история...
Для меня "25 кадр" - не просто первый посредственный альбом Сплин, а пластинка, с которой начинается деградация коллектива, которая лежит в фундаменте нынешней группы, и символ того, что планка, заданная первыми пятью альбомами, уже больше не будет взята.
По счастью, у Сплин еще будут удачные деньки. Альбомы "Реверсивная хроника событий" и "Раздвоение личности" являются смелыми экспериментами, наполненными по большей части яркими композициями. Они - наследники поисковой "Альтависты".
Таким образом, между альбомами группы Сплин существует определенная нелинейная преемственность, схематически приведенная мной на схеме ниже.
В обзоре "Сплин-Блин" я уже высказывал оригинальное суждение о заметной мне цикличности в творческом развитии Сплин. Дав условную и субъективную оценку альбомам по 10-балльной системе, по приведенному ниже графику можно увидеть, что цикл "2 альбома подъем - 2 альбома спад" повторяется на протяжении всей истории группы.
Одновременно, каждый следующий подъем затухает по сравнению с предыдущим, а каждый новый спад глубже предшествующего. Это вполне объяснимо с точки зрения энергии: творческая энергия, как и любая другая, рано или поздно исчерпывается.
Таким образом, нас ждет еще один как минимум неплохой альбом от группы.
Да, Александру Васильеву уже не взять высокую планку, установленную им самим на первых пяти альбомах Сплин. Но все равно, творчество этой группы по-прежнему интересно изучать и возвращаться к нему. В конце концов, "25 кадр" оказался не самым слабым альбомом группы...