Найти в Дзене

Право на тайну связи и его пределы

Тему тайны связи и ее пределов я решил затронуть в блоге в связи с планами Минцифры России вывести информацию о фактах совершения мобильных звонков, их стоимости и длительности, а также о местоположении мобильных телефонов за пределы действия тайны связи. Интересна формулировка данного предложения: не ограничение права на тайну связи, а как бы сужение его пределов.
Оглавление

Тему тайны связи и ее пределов я решил затронуть в блоге в связи с планами Минцифры России вывести информацию о фактах совершения мобильных звонков, их стоимости и длительности, а также о местоположении мобильных телефонов за пределы действия тайны связи.

Интересна формулировка данного предложения: не ограничение права на тайну связи, а как бы сужение его пределов.

Содержание права на тайну связи

Право на тайну связи закреплено в ч. 2 ст. 23 Конституции РФ:

"Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения."

Сама Конституция РФ, конечно, не дает конкретного понятия о содержании этого права. Его детализацию мы можем найти в отраслевом законодательстве. Исходя из смысла Закона о связи <1> к тайне связи согласно абз. 2 ч. 1 ст. 53 относятся сведения об абонентах в числе прочего адрес абонента или адрес установки оконечного оборудования, абонентские номера и другие данные, позволяющие идентифицировать абонента или его оконечное оборудование, сведения баз данных систем расчета за оказанные услуги связи, в том числе о соединениях, трафике и платежах абонента. То есть доступ к геопозиции абонента находится под защитой тайны связи.

Ограничение и пределы конституционных прав

Ограничение права – это основанное на положениях конституции законодательное сужение сферы действия права, направленное на соразмерную защиту тех благ (конституционных ценностей), которые перечислены в Конституции РФ (в ч. 3 ст. 55). Исходя из ее норм, ограничение конституционных прав возможно при соблюдении всех перечисленных далее условий:

  • путем принятия федерального закона;
  • в целях защиты перечисленных конституционных ценностей;
  • в той мере, в какой это необходимо для защиты указанных ценностей (пропорциональность ограничения).

Однако если для ограничения прав существует относительно четкий законодательный механизм, то в отношении пределов прав даже в науке существуют споры. На мой взгляд, самый ценный для практики реализации прав подход к пределам выработала А. Троицкая, которая дает следующее определение пределам: это определяемая конституцией и в соответствии с ней органами конституционного контроля сфера действия основного права по кругу лиц, объектов права и правомочий субъектов права, подлежащая государственной защите <2>.

На мой взгляд, ключевым моментом в данном определении является указание на возможность защиты этого права. То есть если ограничение прав, порядок осуществления процедур реализации права и т.д. можно защищать в судебном порядке, то, кажется, что сужение пределов права приводит к тому, что те или иные правомочия выводятся из-под защиты.

Сужение пределов права vs. его ограничение

Но не является ли прилагаемый вывод за пределы действия права его ограничением? Декларируемая цель предлагаемого "сужения пределов права" – облегчение поиска пропавших людей. Эта цель вполне могла бы стать основанием для ограничения права на тайну связи, так как речь часто идет о защите здоровья пропавших без вести лиц (одна из ценностей, перечисленных в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ). Учитывая, что законодательство не знает, что такое пределы права, Министерству не удастся избежать вопросов о легитимности таких нововведений.

На мой взгляд, недопустимо принимать настолько жесткие меры для ограничения права на тайну связи вследствие необходимости соблюдения принципа пропорциональности ограничения. Эксперты небезосновательно отмечают, что "чем шире круг тех, кому доступны геоданные, тем ниже барьер для их получения тем, кому они интересны" <3>.

Необходимо придумать иные механизмы, в частности предусмотреть конкретные случаи такого бессудебного получения доступа к геолокации, с учетом того, что в соответствии с Конституцией РФ ограничение тайны связи допускается только на основании судебного решения.

Действительно, вывести защиту геоданных за пределы права на тайну связи гораздо проще (еще и звучит лучше), чем соответствовать всем требованиям процедуры ограничения, которые имеют конституционное закрепление и находят частое применение в органах конституционного контроля. Представляется, что часто такие терминологические уловки позволяют использовать конституционное право в целях манипулирования и запутывания граждан. Но все же подождем окончательного варианта законопроекта.

Спасибо за интерес к моему блогу :)

_____________________________________________________________________________

<1> Федеральный закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ "О связи".

<2> Троицкая А.А. Пределы и ограничения основных прав личности: проблемы соотношения понятий // Вестник Московского университета. Сер. 11. Право. 2007. № 3. С. 99–113.

<3> https://www.gazeta.ru/tech/2021/02/04/13466954/no_secret.shtml