Найти тему

Цветной экскурс в блюз для неофитов

Кадиллак Рекордс (Cadillac Records, 2008) – фильм, который вышел, когда я начинал интересоваться блюзом. Он стал моим первым блюзовым пособием: Мадди Уотерс, Литтл Уолтер, Джимми Роджерс, Хаулин Вульф, Вилли Диксон, Чак Берри, Этта Джеймс. Так я с ними познакомился — здесь, в Кадиллак Рекордс от режиссера Дарнелл Мартин. Она же является и автором сценария.

В открывающих титрах, на которых вращающиеся пластинки сменяются автомобилями, задаётся настрой. Ясно — это будет история о музыке с красивым антуражем. Качество и пышность картинки “Кадиллак Рекордс” создают впечатление едва ли не диснеевской невинности. Если у персонажа неидеально выглядит костюм, значит в истории произошла катастрофа. В остальном машины, одежда – будто только из магазина, из-за чего фильм выглядит отчасти пластиковым.

Этта Джеймс (Бейонсе Ноулз)
Этта Джеймс (Бейонсе Ноулз)

Кино рассказывает историю студии и лейбла Чесс Рекордс, издававшего музыку чернокожих. Музыку, существовавшую задолго до появления этой чикагской студии. Но всплеск интереса к т.н. “расовой” музыке и её эволюция произошли в годы Чесс Рекордс — 1950е-1960е — в годы эволюции блюза в ритм-н-блюз, ритм-н-блюза в рок-н-ролл и соул.

Главные герои — Леонард Чесс и Мадди Уотерс . Они проходят через всю картину как друзья и деловые партнёры. Они создают чикагское звучание. Они получают от него кайф и деньги. Они наблюдают как меняется их творение. Они с материнским беспокойством отпускают его в большой мир.

Чесс (Эдриан Броуди) — продюсер, который знает, что можно продать и как это записать. Который знает, как вселить в своих музыкантов — вчерашних разнорабочих и крестьян — уверенность в успехе. Лейбл — его вторая семья.
Чесс (Эдриан Броуди) — продюсер, который знает, что можно продать и как это записать. Который знает, как вселить в своих музыкантов — вчерашних разнорабочих и крестьян — уверенность в успехе. Лейбл — его вторая семья.
Уотерс (Джеффри Райт) — выдающийся гитарист, певец и разбитной парень. Он не откажется от женского внимания, при этом он хороший семьянин. Райт хорошо передаёт повадки и мимику своего героя.
Уотерс (Джеффри Райт) — выдающийся гитарист, певец и разбитной парень. Он не откажется от женского внимания, при этом он хороший семьянин. Райт хорошо передаёт повадки и мимику своего героя.

Хаулин Вульф (Имон Уолкер) — нагоняющий жуть чёрный великан, только прибывший в Чикаго, чтобы присоединиться к лейблу Чесс. Он говорит мало, но ему трёх слов достаточно, чтобы все его поняли. Мне понравилась работа по подбору актёров, Уолкер — хороший пример. Хаулин Вульф был ростом 191 сантиметр и весил 136 килограммов. Уолкер — человек похожих габаритов — точно передал заданный сценарием характер.

Хаулин Вульф
Хаулин Вульф

Остальных центральных персонажей исполняют звёзды современной для 2008 года r-n-b и хип-хоп сцены. Я в этом увидел рукопожатие музыкантов из 1950-х и 2000-х. Литтл Уолтер (Коламбус Шорт), Вилли Диксон (Седрик “Развлекатель”), Чак Берри (Мос Деф), Этта Джеймс (Бейонсе Ноулз) — вот кто появляется в фильме, проставляя своим появлением вехи на временной шкале повествования. Вехи популярной музыки.

Эти персонажи сыграны профессиональными музыкантами, не актёрами. Но как кропотливо они подошли — неконтролируемая агрессия Литтл Уолтера, рассудительность Вилли Диксона, ироничность Чака Берри, взрывоопасность одновременно с хрупкостью Этты Джеймс. Сценарные образы хорошо просматриваются и выглядят продолжением безупречных картинок с гитарами и автомобилями. Они как будто написаны по стереотипам о легендарных музыкантах. Поэтому герои неглубокие.

-6

Например, судя по фильму, Хаулин Вульф запугивает окружающих, смотрит исподлобья и не любит Мадди Уотерса. Но этот одарённый бэнд-лидер, не учившийся в школе, работавший всё детство в поле, певший в церковном хоре, умел вести дела своей группы. Его учил играть на гитаре классик дельта-блюза Чарли Паттон. Выступая в джук-джойнтах дельты Миссиссиппи Вульф накопил невообразимые 4000 долларов и уже с этим капиталом поехал на север, чтобы развивать музыкальную карьеру. Человек, не умевший читать и писать. Человек, который после сорока лет пошёл в школу и наверстал эти навыки. А после выучился на бухгалтера, чтобы профессионально управлять бизнесом.

В таком калейдоскопе звёзд как в “Кадиллак Рекордз” сложно отрисовать образы в подробностях. Но у меня сложилось впечатление, что автор просто поленилась это сделать. Когда я пересматривал картину, уже сам поиграв песни героев, мне было скучновато. Но когда я смотрел впервые, жаждущий знаний, я почувствовал себя прозревшим и при этом не загруженным слишком правдоподобными героями со сложной судьбой.

Чак Берри (Мос Деф)
Чак Берри (Мос Деф)

В фильме существовавший в действительности лейбл Чесс Рекордс от этой самой действительности оторван. Действие разворачивается в пузыре, из которого не видно Сан Рекордс, Атлантик, никого. Ни конкурентов, ни партнёров — того же Хаулина Вульфа Леонарду Чессу рекомендовал Сэм Филлипс. Упоминается другая музыка, но не в том контексте и не в том объёме. Музыканты как будто соперничают только друг с другом. Они создают новую музыку, но совершенно непонятно — если принять за данность только содержание фильма — какая музыка была старой?

Что происходит за окном? Герои поколения Второй мировой войны, которые будто забыли о ней. Фильм содержит натужные сцены расизма, сложного явления, о котором нужно говорить прямо и честно или не говорить вовсе. Изображения расизма зажатые и непоследовательные, и ничего кроме неуважения к жертвам расизма не показывают.

Вилли Диксон (Седрик Развлекатель)
Вилли Диксон (Седрик Развлекатель)

Повествование потеряно во времени. События показаны реальные, но в хаотичном порядке. И это можно было бы считать художественным приёмом, если бы не чёткое определение даты отсчёта истории студии, сообщаемой рассказчиком в начале.

Течение времени слабо отражается на внешности большинства персонажей. У меня сложилось впечатление, как будто период времени истории захватывает не больше месяца. Вселенная кадиллаков и блюза поверхностная, но завершённая.

Литл Уолтер (Коламбус Шорт)
Литл Уолтер (Коламбус Шорт)

Режиссёр убедительно показала сцены музицирования. Это было непростой задачей, потому что исполнители главных ролей не владели музыкальными инструментами. Режиссёр справилась с ней, как и с передачей общения с помощью музыки, жестов и взглядов.

Не могу представить этот фильм без саундтрека. Работа музыканта и продюсера Стива Джордана, игравшего на ударных с Чаком Берри на легендарном задокументированном концерте Hail! Hail! Rock ‘n’ Roll . В саундтрек включили узнаваемые хиты героев истории. Для записи Джордан собрал группу, в которую помимо прочих вошёл гитарист, начинавший с Хаулином Вульфом и показанный в фильме, Хьюберт Самлин. Группа записала инструментальную часть. Предполагаю, именно так эта музыка могла бы прозвучать, записывай её авторы в наши дни. Музыканты сохранили грув и настроение, несмотря на скромное и верное замечание Джордана “лучше оригиналов не сыграешь, хоть тресни”.

Пели за персонажей актёры, их исполнившие. Они не пытались копировать манеру оригинала. Самобытность исполнения дополнительно склеивает повествование, удерживает во вселенной. Я думаю, что без саундтрека фильм не состоялся бы. Это догадка, а вот факт — саундтрек, выпущенный как самостоятельный альбом, 48 недель продержался на первом месте чарта лучших блюзовых альбомов.

Полный саундтрек к фильму
Полный саундтрек к фильму

Ссылка на саундтрек в оригинале статьи:
https://rockthistown.ru/cadillac-records-2008/

Создание кинофильма, основанного на реальных событиях, всегда компромисс. Угодить знатокам или собрать хорошую кассу? С кассой не задалось — в прокате фильм собрал 8 миллионов долларов против 12 потраченных.

С учётом последующих продаж на дисках и стриминга он всё-таки окупил себя, собрав в сумме с прокатом 20 миллионов. Хитами стали версии песен Этты Джеймс в исполнении Бейонсе: At Last, Trust In Me, I'd Rather Go Blind, All I Could Do Is Cry, Once In A Lifetime.

Мир еще не видывал настолько красивой Этты Джеймс!
Мир еще не видывал настолько красивой Этты Джеймс!

Я пользуюсь электричеством, в моих глазах существовавшим всегда, и без которого мне сложно представить жизнь. Я слушаю музыку, в моих ушах также существовавшую всегда. Но были люди, которые провели электричество и тогда оно стало повседневностью. Были люди, которые донесли музыку и она, взорвав мир бомбой наслаждения, стала повседневностью.

К таким достижениям человечества можно относиться по-своему, но о них нужно знать. “Кадиллак Рекордс” — первый шаг к знанию. Современный шоу-бизнес как будто забыл, из чего он вырос. Забыл о независимых лейблах, таких как “Чесс”, создавших индустрию. Появление этого фильма в 2008 году обнадежило, что не всё забыто.

-12
-13

Дружище! Подруга! ставь лайки, пиши комментарии, и подписывайся на канал Рок-н-ролльный журнал от фанатов кастом-культуры, правильного кинематографа и корневой музыки!