Найти тему
Лепих

За два с лишним года до "Курска"

ТК 208 на траверзе навигационного знака  "Малый" ЗЛ.
ТК 208 на траверзе навигационного знака "Малый" ЗЛ.

История рождения и современная история нашего города тесно переплетена с историей рождения и современной историей Российского Военно-Морского флота, а потому и не удивительно, что жизни многих горожан, так или иначе, связаны с морем и флотом. Вот и я с пятого класса грезил о романтике военно-морской службы. Правда море я увидел в живую первый раз, из вагона поезда, на вокзале Махачкалы. Когда ехал поступать в КВВМКУ им. СМ Кирова в славный город Баку. Учился не плохо, окончил училище с отличием, и в итоге попал служить на ТРПК СН (тяжёлый ракетный подводный крейсер стратегического назначения). На тот момент это был суперсовременный корабль, аналогов которому в мире не было, да и нет до сих пор. Одни только размеры чего стоят. От нижней точки до верхней 35 метров и в длину почти 180, диаметр винтов более 5 метров, полное водоизмещение более пятидесяти тысяч тонн (два “Курска” вместе взятые)! Одним словом, гигант подводного мира. Но несмотря на свои внушительные размеры корабль может развивать под водой более 25 узлов в час (25 х 1.852= 46.3 км/ч), это же какая мощь!

Вся моя служба прошла на таких кораблях в одной дивизии. За время службы много всякого было, и были моменты в моей флотской жизни, которые оставили мне на память не один седой волос на голове. Об одном из них я хочу рассказать, да простит меня командир…

Мы считали последние дни до окончания боевой службы, прошло уже более двух месяцев со дня как мы вышли из базы и погрузились в подводное положение. За это время, в соответствии с боевым распоряжением, мы далеко ушли от родных берегов, много часов провели на вахтах, не по одному разу пересмотрели фильмы, взятые замполитом, анекдоты и байки уже не веселили, а у курильщиков начался тяжёлый период без курева. Внешне всё было как всегда, вся жизнь на корабле расписана по минутам и только в глазах отражалась внутренняя глубинная усталость. Каждый сеанс связи моряки ждали как первое свидание, а потом из центрального поста по всем углам и закоулкам АПЛ разносилась весть. На вопрос: -Ну что, дали добро домой? Ответ: - Нет, нет, нет… И всё шло своим чередом, вахта, отдых, приём пищи, политзанятия, приборки и т.д. и т.п. Поскольку я на тот момент был командиром штурманской боевой части, то в соответствии с Корабельным Уставом, отдыхать в одно время с командиром ПЛ не имел права и как правило новости сеанса связи узнавал последним, при заступлении на вахту от вахтенного штурмана которого менял, конечно при условии, что не было каких либо обстоятельств требующих моего присутствия в ЦП при сеансе связи. По общепринятым правилам, штурман заступающий на вахту, прибывал в штурманскую рубку за 15 минут до заступления. Это было необходимо для того чтобы было время вникнуть в обстановку и ознакомиться с текущими распоряжениями командира корабля. Я менял молодого штурманёнка лейтенанта, вчерашнего выпускника училища.

Как обычно, я прибыл в штурманскую рубку за 15 минут, штурманёнок к моему приходу уже подготовился, сделал все необходимые записи в навигационный журнал. Осталось только дождаться время смены, дописать текущие координаты, курс, скорость, глубину погружения и ещё несколько параметров из навигационного комплекса, вахту сдал, вахту принял. Через открытую дверь в ЦП (центральный пост) было слышно командира как он давал распоряжения меняющему его старпому. Было ясно, что у него хорошее настроение.

Я спросил: - Что, дали добро домой?

Штурманёнок: - Да, и тут ещё (он показал на карту) я сделал предварительную прокладку на переход в базу, мы по ней уже четыре часа идём, командир утвердил. Идём до входа в залив курсом 180, скорость 12 узлов, глубина погружения 120 метров, идти нам чуть больше двух суток. А там будем ждать разрешения на вход в базу.

Я посмотрел на карту, в правом нижнем углу время, дата, и размашистая подпись командира корабля, зайчик автопрокладчика (специальная подсветка), по координатам, транслируемым из навигационного комплекса, медленно но уверенно ползёт по линии проложенного курса предварительной прокладки. Всё отлично, идём домой! Хорошо, говорю, расписывайся в журнале и иди отдыхать, остальное я сам допишу. Расписались вахту сдал, вахту принял, и я остался в штурманской один. Не спеша начал выводить на дисплей параметры навигационного комплекса, заполняю журналы, из ЦП слышны шутки прибаутки командира и вдруг чувствую, что-то не так. Как говорится “спинным мозгом чувствую” тревога нарастает. Ещё раз просмотрел параметры навигационного комплекса, на карте зайчик уверенно ползёт по проложенному курсу, всё в норме. Начинаю заполнять журнал, а тревога только нарастает. Ещё раз всё просматриваю, ничего подозрительного. Вновь берусь за заполнение навигационного журнала. И тут меня как током ударило. Всё происходящее дальше было как будто не со мной. Я вижу, как зайчик автопрокладчика, находясь на рекомендованном курсе, медленно и неотвратимо наползает на линию изобаты 120 метров, которая пролегает чётко поперёк курса. До изобаты и после неё на карте указаны промеры глубин более 200 метров, а это означает, что наш корабль на глубине 120 метров со скоростью 12 узлов ожидает неминуемое столкновение с подводным хребтом. Я нажимаю и удерживаю кнопку разового замера глубины под килем. На дисплее эхолота, с частотой 3сек, начинают высвечиваться цифры, соответствующие глубине 12 12 10 10 8.

Хватаю гарнитуру связи с ЦП и докладываю: - КП-1/1 центральный! Товарищ командир время всплытия на глубину 60 метров! Командир: - Штурман! Ты что не проснулся? Я утвердил предв…… Понимаю, времени на объяснения нет (да и какой смысл объяснять людям, что их ждёт с минуты на минуту, только в ступор введёшь), выхожу в ЦП смотрю прямо в глаза командиру и голосом автоответчика (так мне показалось): - Товарищ командир, время всплытия на глубину 60 метров! (Офицеры из ЦП потом говорили, что в тот момент я был больше похож на робота, только на лбу выступили капли пота с горошину.) Командир, увидев меня выскочил из своего кресла словно его выбросила катапульта истребителя. Через мгновение мы были уже в штурманской. Поскольку говорить было слишком долго, я просто ткнул пальцем в зайчик и провёл по изобате 120м. Командир схватил гарнитуру связи с ЦП и другой рукой нажал кнопку разового замера глубины под килем. Эхолот начал выдавать цифры 8 8 6…

Командир, не повышая голоса в гарнитуру: - Центральный! Боцман! Всплываем на глубину 60 метров!

Боцман: - Есть всплывать на глубину 60 метров! Рули переведены на всплытие!

А эхолот всё это время выдаёт на дисплей цифры 6 6 4 4 4…

Боцман: - Лодка всплывает!

А эхолот зловеще моргает 4 4 4 6 8 10 12… Командир отпускает кнопку эхолота, мы оба молчим и не мигая смотрим как зайчик медленно переваливает через изобату 120 м.

Боцман: - Всплыли на глубину 60 метров!

Командир: - Так держать!

Весь дальнейший путь мы прошли на глубине 60 метров. В базу вернулись благополучно. Не сговариваясь, мы с командиром никому ничего (до сего дня) не докладывали и не рассказывали. Даже штурманёнок до сих пор в неведении о том, что произошло. Винить в случившемся никого не стоит. За поход карта была изрядно потёрта, и было не мудрено не заметить бледно-голубую ниточку и затёртые цифры 120. Как говорится человеческий фактор. А вот чей ангел хранитель уберёг нас трудно сказать, ведь экипаж больше 100 человек.