Папа проверяет дневник Вовочки.
— Математика два, русский два, география два. Хоть один предмет есть, по которому ты пятерку получил?
— Да, есть. Пение.
— Слышишь, мать, он еще и поет!
Анекдот
Смотрю американские детские фильмы, у них в школе практикуется обучение игре на музыкальных инструментах. В старших классах даже свой ансамбль собирается. Не помню, чтобы нас в обычной школе учили игре на инструментах. А было бы полезно, например, на гитаре.
11 школа, урок пения, 70-е
Единственный предмет, по которому у меня всегда были пятерки, это пение. По-моему, пятерки были у всех, потому что предмет легкий. Как-то Лора Полянская сорвалась во время урока математики, стала плакать. Оказалась, у нее экзамены в музыкальной школе, переутомление. Учительница отпустила ее домой. Так вот, это не к нашим урокам. На пении мы отдыхали.
Иногда слушали пластинки с классической музыкой. Иногда учили нотную грамоту (дальше названия нот не продвинулись). Иногда приходил музыкант со своим инструментом (чаще баяном), показывал умение. Но чаще всего мы просто пели. Учили тут же, музыка в записи, весело! Один мотивчик до сих пор вспоминаю:
На плечах рюкзак тяжелый,
Но турист не унывал.
Музыкант-турист веселый
Шел и песню сочинял.
Всё смеялось, улыбалось —
Солнце, небо и земля.
У туриста получалось
Тра ля ля ля Ля ля ля ля ля!
«Музыкант-турист», автор текста Беляков И., композитор Чичков Ю.
Часто пели в актовом зале, потому что там не было столов. В самом деле, зачем столы на уроке пения? Разве что записать текст песни, но его часто размещали на доске.
Очень удобный урок для тихих игр. Мы с Сашей Дивисиловым резались в «морской бой», для этой игры необязательно сидеть рядом, можно передавать ходы вслух: все равно в хоровом пении никто не услышит. Параллельно я готовился к следующим занятиям, если они были, или читал художественную литературу, книга у меня всегда была с собой.
Женя Зарва с друзьями садились на последний ряд, обсуждали спортивные дела или списывали домашку. Девочки обменивались схемами кройки или записками, самое популярное у них развлечение.
Один раз на урок пришел скрипач, он учился в параллельном классе. Пол-урока рассказывал, как трудно играть на скрипке, показывал инструмент, подтягивал струны, натирал смычок канифолью. Долго пристраивал скрипку к подбородку. Оказывается, в их школе этому учат полгода. Наконец, заиграл, но без нот чисто не получалось. Учительница нашла ему какие-то ноты, он их долго разбирал, пока не прозвенел звонок. Все усвоили, что скрипка — это серьезно. И лучше держаться от нее подальше.
Однажды учительница попросила принести деревянные ложки. С их помощью мы учили ритмы. Один до сих пор помню: «Тон, тон, полутон, три тона, полутон», какой-то минор. С ложками у нас не задалось, потому что девочки не могли с ними справиться, а мальчики норовили заехать друг другу по лбу 😊 .
Один раз Саша Дивисилов принес на урок свой баян и сыграл мелодию частушек. Учительница хотела, чтобы класс что-нибудь спел, и мальчишки, к ее удивлению, согласились. Оказалось, что частушки, мягко говоря, не совсем цензурные 😉 . Самодеятельность свернули.
Короче, пение я безоговорочно любил. Жаль, закончилось в шестом классе.
Просьба комментировать, если понравилось, а лучшие критиковать, мне это нужно для выхода книги "Триста историй из советского детства", куда войдут все истории.