Найти в Дзене
Путь к Мечте 💰

Что же не так с дистанционным обучением?

Довелось мне году в 2004 проходить обучение на курсах повышения квалификации. По дистанционным методам обучения. Помимо специальных знаний и практических навыков, вынесла я с этих курсов чёткое осознание того что будущее за дистанционным обучением. По крайней мере, в обучении взрослых. С детьми, наверное, не всё так однозначно.

А что в нём хорошего?

-спросит читатель.

1. Индивидуальный график обучения. Кто-то из нас "сова", кто-то "жаворонок", а кто-то и вовсе экзотическая птица. И попытки загнать на учёбу всех одновременно приводят к тому что один делает домашние задания до глубокой ночи, а потом "досыпает" половину занятий, другой "утомляется" к их концу и не способен выполнять домашнее задание от слова "совсем". Материал при этом усваивается на очень низком уровне. Дистанционное обучение позволяет этой проблемы избежать. Проснулся человек, умылся, сделал зарядку, позавтракал, собрался с силами - и приступает к обучению. В комфортное для себя время. Хоть утром, хоть в обед, хоть после 18 часов.

2. Индивидуальный ритм занятий. После объяснений преподавателя, зачастую, возникают вопросы по теме. Если вопросы возникают у большинства, то можно включить ответы на них в текст объяснения и в дальнейшем избежать. А вот если вопрос возникает у 1-2 человек (допустим, не очень сообразительных, глуповатых), то всей остальной аудитории бывает скучно слушать и так понятные/очевидные вещи, вытекающие из материала занятия. И, как раз, дистанционное обучение позволяет выявить как слабые стороны в изложении материала (то про что вопросы возникают у всех), так и обучаемых, которые "не тянут" данный уровень обучения (и которым нужно дополнительно пояснять, объяснять и "разжовывать").

3. Контроль времени фактического обучения. Во многих сервисах типа ЯКласс отсчитывается время, которое тратит человек на выполнение задания, есть возможность задать ограничение на выполнение той или иной работы.

4. Индивидуальный формат обучения. Одному удобно ознакомится с материалом, выполнить задания и "выбросить из головы" данную дисциплину. Передохнуть и заняться изучением другой. Другому удобнее выслушав объяснения по одной, другой, третьей (как уроки в школе, например), сразу же приступать к выполнению заданий. С тем чтобы в кратчайшее время освободиться и сменить вид деятельности.

Собственно по этому, когда весной объявили переход на дистанционное обучение я "радостно потирала лапки": у детей начнётся учёба в чистом виде!!! Без предвзятости учителей, болтовни подружек и прочих "бонусов" очной учёбы.

И что это было?

Вот то безобразие, которое творилось 2,5 месяца оно к дистанционному обучению относится примерно как китайские палочки для еды к борщу.

Даже без учёта "технической стороны", то есть работы сайтов, которые не выдержали такой нагрузки.

1. У учителей нет единства. Одни пишут задания на следующий урок, другие на текущий, третьи вообще не успевают и осиливают указать задания только на прошлый урок. Разумеется, дети в этой ситуации, предпочитали не делать всё что не понятно.

2. Нет единой системы обратной связи. Те самые возникающие вопросы одним учителям удобно решать через Школьный Портал, другим - по личной электронной почте, третьим - по специально созданной почте класса. При чём ситуация ещё и менялась и оперативно разобраться куда отправлять выполненное задание не всегда могли даже родители.

3. Выданные задания ограничивались по времени безо всякой системы. Был случай, когда учитель выложил задание, выполнение которого оказалось ограничено вчерашним вечером. Были случаи когда задания появлялись со сроком в пару недель и не ясно когда их следует сделать, потому что среди заданий они вообще не фигурировали.

4. Классные руководители показали себя с какой-то карикатурной стороны. Вместо того чтобы руководить коллективом подопечных, взаимодействовать с детьми, они скидывали в родительские чаты информацию о том что через 5 минут начнётся он-лайн урок и дети обязаны присутствовать. Мои дети не однократно пропускали именно потому что я на полчасика телефон из рук выпустила, отошла супчик сварить, и вот тут-то внезапно он-лайн урок случился.

Он-лайн уроки погубили дистанционку!

Вообще тому человеку, который их придумал стоило бы сменить сферу деятельности.

1. Привязка по времени. В том числе и накладки случались, когда один урок ещё не закончился, а другой уже идёт. И как быть детям? С двух компьютеров слушать одним ухом английский, другим математику? Те кто в школе "досыпал" ставили вместо себя плюшевого мишку и досыпали в кроватях. Любители музыки не сильно парились от того что у всего класса фонит и трещит от их басов. Ну кто-то ещё завтракал, кто-то играл в телефон или сидел в соц.сетях. Реального присутствия на них было меньше половины класса. В удобное время видео-уроки смотрело гораздо больше учеников.

2. Ограничение деятельности. Он-лайн уроки только с утра. Домашние задания только вечером. Выполнить домашнее задание "на переменке", как многие делают при очном обучении, было нельзя. Время выполнения ограничено второй половиной дня.

3. Отсутствие обратной связи. Технически она как бы есть в многострадальном зуме. Фактически чат многие учителя вообще не восприняли (не нашли где находится, не сообразили почитать), а попытки нескольких человек одновременно говорить (или слушать музыку, или соседский ремонт) приводили к полнейшей невозможности за треском и помехами хоть что-то разобрать.

4. Технические неполадки. Кода в Школьном Портале учителя не указывали домашние задания, потому что сообщили его детям на он-лайн уроке. А дети не знают что делать, потому что к концу конференции повылетали все, кроме плюшевого мишки того самого сони.

На самом деле, в процессе дистанционного обучения, учителя очень явно показали свой уровень, характер и квалификацию. Жаль что руководство школ не делает выводы...

Для тех, кому близка и интересна тема школы, мы собрали публикации под тегом 

школа на пути к мечте