Найти тему

Что не так с Мавзолеем Ленина

Официальная версия гласит, что каменный ( гранитный) мавзолей Ленина был возведён за 16 месяцев — к октябрю 1930 года. Официальным архитектором проекта был Алексей Викторович Щусев. Возведением занимался государственный строительный трест «Мосстрой». При строительстве использовался кирпич, а на облицовку пошел гранит и лабрадор.

Изображение из открытых источников
Изображение из открытых источников

Строительство задокументировано многочисленными фотографиями, статьями и воспоминаниями очевидцев и непосредственных участников.

Вот кстати пример:

Фотография из открытых источников
Фотография из открытых источников

Казалось бы никаких загадок нет, пока не начинаешь вдаваться в детали.

Начнем с того, что ни на одних фотографиях вы не найдете Мавзолей без облицовки гранитом и лабрадором. Нам все говорят, что он кирпичный. История гласит, что перед началом работ на первом кирпиче, покрытом воском, каменщик из белорусской деревни Грабовка Никита Кузьмич Фоменков написал: «Товарищ Ленин, ты всегда живёшь».

Но далее оказывается по факту, что это единственный кирпич, который покоится где-то под мавзолеем.

Далее, если ознакомиться с мемуарами знаменитого скульптора Ивана Шадра, в главе посвященной строительству мавзолея, непосредственным участником которого он был, написано, что стены мавзолея были собраны из гранитных и лабрадоровых блоков в " шип-паз" ( никакого кирпича!!!) и фактически без применения связующих растворов. Большинство блоков было выполнены с "ювелирной точностью" и отшлифовано до зеркальной поверхности, но некоторые блоки были "выпилены" очень грубо, в них отсутствовали шипы и пазы "с ними пришлось помучаться".

Современный вариант системы шип-паз при строительстве
Современный вариант системы шип-паз при строительстве

И на этом моменте нам надо вспомнить, как обстояли дела с обработкой камня в России и в СССР.

До революции Российская империя располагала семью фабриками по обработке камней промышленным способом. На четырех из них обрабатывали гранит, мрамор, базальт и др. природные камни для нужд строительства, а три специализировались на художественной резке и шлифовке.

Разгрузка на Екатеринбургской  (Полевской) фабрике
Разгрузка на Екатеринбургской (Полевской) фабрике

После революции: две фабрики в Выборге и Антреа отошли к Финляндии (финны потом на них делали противотанковые надолбы для линии Маннергейма), одна фабрика в Тартумаа - Эстонии, Петергофская, Колыванская и Полевская фабрики специализировались на художественной резке по камню и шлифовке.

Спрашивается, на каких производственных мощностях за такой короткий период ( менее 16 месяцев) произвели блоки из гранита и лабрадора с ювелирной точностью, так, что из них можно было как в Лего строить по системе шип-паз?

Твердость гранита и лабрадора составляет 6,5-7 ед. по шкале Мооса или 3000 до 6500 МПа по Шрайнеру. Не самые простые камни в обработке, на коленке форму не придашь, зубилом ровные блоки не сделаешь.

Кроме того следует учитывать, что начавшаяся в 1929г. в СССР индустриализация была направлена прежде всего на машиностроение и на оборонку, а потому многие предприятия не только не восстанавливались после гражданской войны, но и перепрофилировались.

Чтобы ответить на вопрос о том, откуда взялся материал на строительство Мавзолея нужно вернуться чуть назад и познакомиться с вот эти человеком (посередине):

Фотография из открытых источников
Фотография из открытых источников

Исидор Аронович Француз

Человек интересной судьбы.

Родился в я 1896 году в Одессе.

Участвовал в первой мировой, награжден Георгиевским крестом. Активный участник Октябрьской революции и Гражданской войны.

Отличился во время Бухарской операции проводимой под командованием Фрунзе М. В.

После гражданской войны по направлению ВКП (б) окончил ВХУТЕМАС в Москве 1926 году. Работал в личной мастерской А. В. Щусева, принимал участие практически во всех его крупных работах. Под руководством Исидора Француза во время строительства мавзолей и некрополь привели к единому архитектурному оформлению: убрали разнохарактерные надгробья и монументы, объединили отдельные и коллективные захоронения у Никольской и Спасской башен , заново оформили и установили ограду. По обе стороны от мавзолея установили гостевые трибуны на десять тысяч мест.

Но многие исследователи видят в Исидоре Ароновиче истинного вдохновителя и создателя мавзолея, а вернее воссоздателя.

Начнем с того, что гранитный мавзолей повторяет деревянный.

Фотография из открытых источников
Фотография из открытых источников

Проект деревянного мавзолея принадлежит архитектору Щусеву, но уже тогда в его личной мастерской работал Исидор Аронович и фактически все чертежи деревянного мавзолея выполнены его рукой.

При этом многие исследователи отмечают, что выбранная форма мавзолея и решения не типичны для европейской архитектурной школы, а больше напоминают среднеазиатские погребальные сооружения. Если учесть, что Исидор Аронович Француз провел бурные годы гражданской войны на туркестанском фронте, то вполне очевидно, что проект деревянного мавзолея это его идея, при которой был использован реальный зиккурат .

В январе 1925 года Президиум ЦИК СССР объявил международный конкурс на проект каменной усыпальницы Ленина. В комиссию поступили 117 предложений и эскизов. Среди них предлагались различные варианты: корабль «Октябрь» с фигурой Ленина на борту, круглый мавзолей в виде земного шара, аналог египетской пирамиды, мавзолей в виде пятиконечной звезды. Но после рассмотрения предложенных проектов комиссия решила сохранить образ деревянного мавзолея. Архитектор Щусев на основе старых эскизов создал несколько новых чертежей и выполнил макет.

Исследователи полагают, что именно в этот момент, учитывая состояние отрасли обработки природного камня, о которой я писал выше, было принято решение не тратить несколько лет на воссоздание производственных мощностей, добычу, обработку гранита и лабрадора и строительство. Куда проще было разобрать туркестанский зиккурат, перевезти его и собрать на Красной площади.

Так и поступили.

Конечно, для простого пролетариата написали в газетах, как добывали лабрадор и что первая добыча была неудачной, и как специально для транспортировки в Москве изготовили телегу весом 16,5 тонн с колёсами шириной 60 сантиметров. и даже то, что для перевозки камня по железной дороге использовали специальную платформу с 16 колёсами, на которой во время Первой мировой войны переправляли подводные лодки.

Между тем, в газетах за 1929 год неоднократно писали о том, что Полевская фабрика приступила к полировке гранитных и лабродорных блоков поступивших из Бухары для Мавзолея дорогого Ильича, что работа выполнена, блоки отправлены в Москву. Напомню, Полевская фабрика это камнерезная художественная фабрика. На ней изготавливали скульптуры, декор и пр. , все при помощи простых инструментов. Из серьезного оборудования у них были только шлифовальные машины.

-7

Исследователи полагают, что в 1929 году в Бухаре разобрали один из доисламских зиккуратов, перевезли в Свердловск на Полевскую фабрику, отшлифовали блоки, для придачи им новизны, перевезли в Москву и собрали, как домик из Лего. Благо система шип -паз, применяемая древними строителями при изготовлении блоков для зиккурата, подходила как нельзя лучше. Конечно, при разборке и транспортировке некоторые блоки пострадали и их заменили ,и именно про эти блоки писал Иван Шадра , что они изготовлены грубо, в них отсутствовали шипы и пазы "с ними пришлось помучаться".

Вот такой блок.

Фотография из открытого источника
Фотография из открытого источника

Многим эта история была известна, но не афишировалось, поскольку негоже лежать вождю мирового пролетариата в чужой усыпальницы.

Конечно, позже органы провели грандиозную операцию по подчистке следов.

Например, по другому нельзя объяснить снос старого ( доисламского) района Бухары и исчезновение всех зиккуратов, о которых писали многие дореволюционные исследователи.

Одна из сохранившихся фотографий 1908г. на котором видны четыре зиккурата ступенчатой формы.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Еще интересный момент, на который следует обратить внимание это следующий элемент мавзолея:

Фотография из открытых источников
Фотография из открытых источников

Видите сходство с выступами на мегалитах по всему миру?

Фотография из открытых источников
Фотография из открытых источников

Это служит еще одним доказательством, что мавзолей Ленину не новодел, а сооружение той древней цивилизации, что оставила свои памятники по сему миру.

Материала по мавзолею Ленина много, но в данном случае я ограничен форматом.

Если вам интересно, то я продолжу врать и сочинять по этой теме далее.

Да-да, я не опечатался.

Указанная статья является наглядным примером того, как на пустом месте , при помощи фактов, фотошопа и фантазии можно вводить в заблуждение читателей.

Спасибо за внимание и потраченное время.