Найти тему
Душевный шагомер

Самая живописная железнодорожная ветка Кавказа. Прокатимся?

Продолжаем наше путешествие по Адыгее и Краснодарскому краю. Полный маршрут и карту можно найти по ссылке.

Представьте узкое и мрачное ущелье в стиле сказок Гофмана или братьев Гримм, слева бежит река Курджипис, а справа крошечный паровозик по краю обрыва. Скалы местами обросли мхами, а местами сосульками, небо где-то там вверху...

-2
-3

Старая узкоколейка давно стала туристическим аттракционом, все хотят прокатиться из Гуамки в «никуда». Всего 1,7 км, ибо дальше дорогу начисто снесло селем.

Заброшенная часть узкоколейки.
Заброшенная часть узкоколейки.

Желающих прокатиться много, в каникулы ещё больше, люди занимают очередь на рассвете.

-5

Лайфхак: до 8.00 ворота открыты, поезда ещё не ходят, и можно прогуляться по рельсам пешком, а обратно поехать уже на поезде. Билет в одну сторону стоит 250 р. Во вторник не вариант, на узкоколейке выходной, поезда не ходят, но зато это шанс для безопасной и вполне легальной пешеходной прогулки.

Самый первый поезд (встретился нам на рассвете).
Самый первый поезд (встретился нам на рассвете).

Откуда в этих местах взялась узкоколейка? Её основали для нужд советского леспрома после Гражданской войны. Участок «Гуамка-Мезмай» был частью Апшеронской узкоколейной железной дороги, строительство которой начали ещё в 1927 году силами заключённых. Это был каторжный труд с большими человеческими потерями! К 1940 году длина узкоколейки достигла своего максимума - 59 км. В Мезмае ставили рекорды по лесозаготовкам, в том числе и ценных пород, а узкоколейка связывала посёлок лесорубов с «большой землёй».

«Трудовому подвигу работников лесного хозяйства». Памятник в Гуамке.
«Трудовому подвигу работников лесного хозяйства». Памятник в Гуамке.

В 1970-х узкоколейка перестала быть рентабельной, нагрузка на «железку» сильно упала, она простаивала и постепенно разрушалась. Окончательно добили её селевые потоки, которые уничтожили несколько километров полотна. Восстанавливать их никто не собирался! В лихие 1990-е шпалы и рельсы и вовсе растащили... В общем дорога, стоящая огромных усилий и человеческих жертв, стала уходить в забвение.

«Посвящается светлой  памяти Марии Архиповны Дедовой». В 1979 году простая путевая обходчица ценой своей жизни предупредила диспетчера о идущем селе. Она только и успела крикнуть в  телефонную трубку: «Идет сель!», в следующую минуту будку сорвало с фундамента и снесло вниз - на дно ущелья в бурлящие воды Курджипса...
«Посвящается светлой памяти Марии Архиповны Дедовой». В 1979 году простая путевая обходчица ценой своей жизни предупредила диспетчера о идущем селе. Она только и успела крикнуть в телефонную трубку: «Идет сель!», в следующую минуту будку сорвало с фундамента и снесло вниз - на дно ущелья в бурлящие воды Курджипса...

Узкоколейка и сейчас считается опасной. Повсюду на скалах таблички с устрашающими надписями. Так что гуляйте осторожно!

-9
-10
-11
10-15 лет назад на территории советского постпространства сохранялось несколько протяжённых горных узкоколеек: в Карпатах, на Кавказе, на Урале… Сейчас осталось только две: Выгодская узкоколейка в Карпатах и Апшеронская на Кавказе.

И ту, и другую превратили в востребованный туристический аттракцион. Нам очень понравилось, что вся поездка сопровождается аудиогидом. Рассказ ведётся от двух лиц, информация подаётся в живой и очень увлекательной форме.

-12

Зимой в Гуамском ущелье очень живописно. Единственный минус - особо не разгуляешься из-за гололёда.

Если вы остановились в Гуамке, вам будут интересны ещё два места:

-14

Всем классных путешествий! Ваш Душевный шагомер.

#кавказ #адыгея #краснодарскийкрай #гуамка #узкоколейка #железная дорога #интересное место #достопримечательности #экскурсия