Ящерка получила имя Brookesia nana , и это самая малюсенькая в мире рептилия, по крайней мере из известных на данный момент и без учета хвоста.
Казалось бы, найти новые виды хамелеонов невозможно, ведь они виртуозы мимикрии и при приближении натуралиста сливаются с листочком, грибочком, пупочком – смотря на чем сидят. Однако в действительности мастерски менять свой цвет умеют лишь крупные представители семейства, а у карликовых хамелеонов способности к маскировке весьма ограничены. Зато они мелкие – попробуй сыщи! И тем не менее немецкому герпетологу Франку Главу вместе с мадагаскарскими коллегами удалось обнаружить на севере Мадагаскара самого карликового из них.
Днем отыскать малюток практически нереально, а по ночам брукезии неподвижно спят на веточках невысоко над землей, и приметить их не так уж сложно, а поймать и подавно, разве что нагибаться приходится подолгу. «Это все равно что собирать землянику», – говорил Глав в 2012 году, когда мир облетела весть об открытии им предыдущего рекордсмена миниатюрности среди хамелеонов – Brookesia micra с острова Нуси-Хара у северной оконечности Мадагаскара (средняя самцов 23 мм, самок – 27,5 мм, без хвоста – 15,5 и 19,5 мм соответственно).
Размер самца нового вида B. nana – 21,6 мм, самки – 28,9 мм. Но это с хвостом, а для герпетологических измерений большее значение имеет длина от кончика морды до заднего края клоакального отверстия. Оно и понятно: хвостик не вечен, а клоака на всю жизнь. Так вот у самца B. nana длина от носа до клоаки составляет 13,5 мм, у самки – 19,2 мм, и это, похоже, новый рекорд среди рептилий. Прежний рекорд с начала века удерживали гекконы Sphaerodactylus ariasae из Доминиканской Республики: у них этот размер составляет 14–18 мм (к сожалению, длины до кончика хвоста мы не нашли).
Для идентификации рептилий важен гемипeниc – парный мужской орган, чья морфология весьма разнится между видами. Изучив их у разных брукезий, ученые заметили, что у мелких видов они относительно крупные, а у крупных – относительно мелкие. У малютки B. nana хозяйство довольно внушительное – 2,5 мм в возбужденном состоянии (18,5% общей длины тела). По-видимому, маленькие самцы вынуждены отращивать большие органы, чтобы все было успешно с самками, которые у брукезий заметно крупнее самцов. Жених фактически катается на спине невесты, пока она не будет готова заняться делом, отмечает немецкий герпетолог Марк Шерц, один из соавторов исследования.
Маленькость B. nana можно было бы объяснить островной карликовостью (как в случае B. micra): в конце концов, Мадагаскар – это остров и там водится много маленьких позвоночных, включая мельчайших в мире приматов. Но ученые не спешат сводить все к данной экологической концепции, тем более что на многие виды ящериц она не распространяется. Не факт, что среда обитания «нанохамелеонов» – горные дождевые леса в глубине острова – способствует миниатюризации. Но могут играть роль другие факторы. «Если относительная доступность ресурсов выше при небольших размерах тела, например, из-за конкуренции или в силу естественного изобилия, то маленьким быть выгодно, – размышляет Шерц. – Если давление хищников на животное снижается с уменьшением размеров, то миниатюрность также могла бы стать преимуществом, хотя такое сложнее представить».
Зато совсем не сложно представить еще более крошечного хамелеончика, размером в сантиметр, да с полуметровыми гемипeниcaми в придачу. Немецкие герпетологи уже вовсю ищут такого во влажных лесах Мадагаскара.
___________
Текст: Виктор Ковылин. Научная статья: Scientific Reports (Glaw et al., 2021). Познакомьтесь также с 10 интересными ящерицами, открытыми в прошлом году.