Несмотря на то, что это максимально далеко от сегодняшней реальности, когда-то интернет-активизм рассматривал всемирную сеть как пространство для свободного обмена некоммерческой информацией в детерриторизированном мире данных.
Активисты защищали интернет-искусство от институционального посягательства и реагировали на любое критическое осмысление оного. Так в сетевом искусстве появилась тенденция к открытой демонстрации последствий вмешательства властных структур в сферу интересов нет-активистов.
Активизм на первых порах боролся с с экономическими, юридическими и техническими препятствиями, ограничивающими свободный обмен данными. Главными темами для дискуссии были ограничения на использование ПО, закон об авторском праве и т.д. Все это, по их мнению, препятствовало свободному обмену данными и тормозило совместное и повсеместное развитие.
"Технические, экономические и правовые условия для доступа к данным, а также для загрузки, модификации и распространения файлов составляют важную часть контекста сетевого искусства", – Томас Дреер (History of Computer Art, 2011 )
Сначала мы пришли к выводу, что практически ни один из известных ранних сайтов нашей тематики, вроде Kingdom of Piracy (2002-2006) или Illegal Art (2002-2006), не функционирует. Но затем мы нашли платформу The Yes Men's Reamweaver (2002).
По сути, это инструмент автоматической модификации сайтов. Его создатели – авторы заметных проектов в сфере интернет-активизма – Глэдвин Мурароа (Yes Men ), Ники Халфлингер (Detritus ) и Кью П. Долл (более известная как Эми Александер ).
Их инструмент был запущен через FTP-доступ на сервере и предлагал модифицировать любую веб-страницу и создать псевдозеркальную версию любого сайта. Это позволяло легко создавать пародии на правительственные и прочие "серьезные и важные" веб-сайты и таким образом производить критическое высказывание.
В пользовательской инструкции предлагается сделать адрес пародийной страницы максимально похожим на адрес цели и поместить это "зеркало" в поисковые системы, чтобы запутать сторонних пользователей.
Представьте: вы заходите на официальный сайт правительства или провластных СМИ, и ничто не вызывает подозрений, но в какой-то момент вы понимаете, что вашего любимого президента очень тонко и завуалированно смешали с грязью. Как-то так это и работало.