Как гладят кота: по шерсти или наоборот?
Каждый водитель сталкивался с тем, что стеклоочистители его автомобиля начинают издавать неприятные звуки: щетки дворников при движении по стеклу тормозят и издают своеобразный звук трения резины.
Если вы купили машину далеко не новую, то самым быстрым способом радикально справиться с проблемой является полная замена поводков и щеток на новые гарантированного качества. Но, зная уровень качества продаваемых запчастей на отечественные автомобили, и в этом случае можно попасть впросак.
Установим природу возникновения скрипа.
Кто-то, сам может быть не осознав, метко обозвал стеклоочистители дворниками. Кого не будил рано утром скребущий звук лопат и мётел дворовых работников?
При работе автомобильных дворников эластичный материал щеток - резина, силикон - убирает грязь и воду со стекла, действуя по принципу обычного шпателя. Острая грань должна прижиматься к рабочей поверхности с наклоном, острым углом в сторону движения - происходит заглаживание и очистка поверхности. Если острый угол заменить на тупой, то рабочая кромка вместо заглаживая начнет вгрызаться в поверхность, скоблить ее, как лопата уличного дворника.
Если при работе шпателем мастер устанавливает необходимый наклон инструмента вручную, по мере необходимости меняя его по величине и направлению, то в автомобильных щетках заложен автоматический реверс угла. Рабочая кромка резинки щеток в поперечном сечении представляет собой вершину острого угла равнобедренного треугольника, основание которого закреплено в металлическом конструктиве щетки.
Для правильной работы резиновой кромки щетки должно соблюдаться непременное требование: вертикальная ось резинового формирователя кромки должна быть перпендикулярна поверхности стекла.
В противном случае перекошенная щетка в каком-то направлении будет не разглаживать и очищать, но вгрызаться и тормозить из-за излишнего трения, производя при этом неприятный звук.
Длительное использование неправильно установленных щеток приводит к ускоренному износу электродвигателя и трапеции механизма стеклоочистителя.
Проверка и регулировка
Сперва надо зафиксировать щетки в вертикальном положении. Для этого включаем дворники - стекло у нас к этому моменту сухое и чистое - и в нужный момент выключаем зажигание.
После этого визуально устанавливаем положение резинки относительно стекла, оценивая отклонение от перпендикулярности. На положение щетки влияют все конструктивные зазоры, а также геометрия поводков и кронштейнов щеток. Для начала надо оторвать щетку от стекла и оценить изначальный угол установки.
Если он очевидно не перпендикулярен, то приступайте просматривать все сочленения на предмет износа, и детали со значительным люфтом смело меняйте на новые.
Если после замены перпендикулярность достигнута не в полной мере, то приступаем к регулировке. С помощью плоскогубцев и прокладки острожно изменяем геометрию поводков в нужную сторону, соображая, в какую сторону измениться наклон щетки. Лучше поставить уже те щетки, которые вы с этого момента будете эксплуатировать.
К сожалению, щетки - это расходный материал. Рабочая кромка быстро изнашивается, становится короче по вертикальной оси, и со временем этой длины уже не достаточно для автоматического реверса рабочего угла прижима к стеклу - появляется скрип. Иногда эластичный материал теряет свое свойство просто от времени и долгого пребывания на солнце и подлежит замене.
Внимательнее следите за своими дворниками, и сохраните деньги на ремонт всего стеклоочистителя!
Так, например, замена мотора и трапеции на Ниву Шевроле обойдется около 5-6 тысяч с работой.
Удачи на дорогах!