О керамике в последнее время говорят все: кто-то пробует себя в работе за гончарным кругом с психотерапевтическим эффектом, другой — восхищается необычной вазочкой, купленной на маркете у локального мастера, третий — находит источник вдохновения, просматривая инсталенты молодых художников. Мы поговорили с шестью яркими представительницами тренда, которые недавно связали свою жизнь с керамикой о радостях и трудностях их работы.
Саша Полидовец, основательница марки «89 градусов»
Саша училась на архитектора и семь лет работала по специальности, но душа требовала творчества, не разбавленного бюрократией. Так девушка начала интересоваться лепкой, накопила опыт за четыре года и начала свое дело прямо перед пандемией и локдауном. И все получилось, несмотря на все препятствия, так что тарелки с глазами (настоящий хит этого аккаунта!) разлетаются в сторис как горячие пирожки. А еще у Саши есть три очаровательных кошки, которые прекрасно дополняют инсталенту. Рассказывает Саша:
О керамике
В марте будет год, как керамика перестала быть хобби и стала работой. Хотя самой мне сложно назвать это работой, я делаю то, что люблю, леплю всякие смешные штуки, тигров, лампы на ножках, яблочки вокруг глаз рисую, а еще за это мне платят деньги. Пока что наслаждаюсь моментом, но уже понимаю, что скоро нужно будет заняться развитием проекта, но пусть Саша из будущего подумает об этом.
Я адепт того, что вдохновляться нужно не в своей области. Для меня вдохновляться другими керамистами это путь в никуда — в сферу посредственности и копирования. Я давно удалила Pinterest и черпаю вдохновение из кино, музыки, города, природы, других людей. Конкретизировать сложно, потому что это сотни разных вещей и имен, мне нравится все странное, яркое, милое и доброе.
О таланте
Я не верю в талант, таланта не существует, это какое-то понятие из сферы экстрасенсов и гомеопатии. Даже скажу так, меня обижает, когда кто-то говорит мне, что мне повезло, раз я талантливая. Я 7 лет училась в сфере архитектуры, работала только архитектором в 6 абсолютно разных компаниях, с самого детства занималась фотографией, рисунком, много путешествовала, в том числе автостопом, запоминала, чувствовала и открывалась миру. Я много работаю, и если что-то не знаю, то учусь этому, а не полагаюсь на судьбу. Все это и формирует человека и его мышление, а не абстрактный «талант».
О самом сложном в работе
Я долгое время работала в офисе, поэтому спокойно отношусь к рутинным задачам, считаю их частью целого, а не чем-то сложным. Конечно, заказывать материалы, отправлять посылки, вести учет не так интересно, как рисовать и лепить, но эти задачи позволяют мозгу не засохнуть и постоянно всесторонне развиваться.
О планах на будущее
Я мечтаю о выставке масок, есть задумки по новым сериям, но я их не раскрываю. Хочется лучше отладить всякие «скучные» процессы. Хочу меньше работать и заниматься достигаторством, а больше времени отдыхать, путешествовать и получать удовольствие от скоротечной молодости.
Юля Нутфуллина , основательница марки «Ку-ку-керамика»
Юля говорит, что впервые открыла для себя глину и ее возможности пять лет назад, когда ходила на мастер-классы по лепке для души и чтобы, по ее словам, сделать маме сахарницу. А осенью 2019 года решила, что пора переводить отношения на новый уровень, прошла курс по художественной керамике в @biskuitru, и так начался ее новый творческий путь. Рассказ Юли:
О керамике
В керамике меня привлекает создание объекта в объеме, возможность придать ему практически любую форму, сделать из «ничего» что-то осязаемое. А еще то, что в процессе активно задействованы руки. Сколько себя помню, я всегда делала что-то руками: рисовала, шила, лепила. Не знаю, как это точно объяснить, но физически без этого не могу. Думаю, через руки я заземляюсь.
О вдохновении
Самый главный мой вдохновитель — это цвет! Он производит очень мощное воздействие на меня. Вдохновляет красота в деталях: формы, фактуры, линии.
Лет пять назад я начала интересоваться книжной иллюстрацией. Началось все с книги «День, когда я встретил кита» Бенджи Дэвиса. В интернете увидела эту трогательную историю в картинках и влюбилась. Потом завела традицию ходить в «Подписные издания» на «охоту», могла провести там пару часов, пока не найду «ту самую» книгу. Одна из самых любимых книг подарена моим молодым человеком, когда мы еще только начинали общаться. Зная о моем увлечении, он, в тех же «Подписных» провел много времени у полок с детскими книгами в поисках той, что может мне понравиться. Это была книга одной из любимых иллюстраторок Изабель Арсено, причем та, о которой я еще не знала! Совершенно прекрасная «Джейн, лиса и я». Обожаю «Лев и птичка» (и не только) Марианны Дюбок. Из российских очень люблю иллюстрации Юлии Сидневой к книге Нины Дашевской «Тео — театральный капитан». Могу еще очень долго продолжать, потому что все книги в коллекции любимы и отобраны мной или подарены близкими.
О таланте
В талант верю все меньше. Верю в способности, которые можно развивать постоянной практикой. Полтора года назад я не умела ничего из того, что делаю сейчас в керамике.
О своих персонажах
Они родились случайно. Просто пришел образ фигурок-человечков, а потом придумала им применение, и они стали подсвечниками. У меня нет выкроек, я леплю их вручную, поэтому даже при желании сложно добиться стопроцентной схожести. Для меня есть какой-то азарт в том, чтобы их не повторять. Будто они как люди, и нет абсолютно одинаковых: кто-то пухлее-стройнее, выше-ниже.
О планах на будущее
Пока план такой: продолжать. Обычно я быстро теряю интерес, даже есть срок икс — три месяца, и все, пока-пока, рисование, спорт и еще много чего. Верю, что с керамикой всерьез и надолго. Еще же столько можно напридумывать и реализовывать!
Лена Медведева , основательница марки «Нежно»
Лена проделала долгий путь к своему занятию керамикой (она пробовала себя в разных сферах дизайна, в маркетинге). При этом все ее предыдущие места работы давали важные навыки, которые пригодились ей и в нынешней профессии. Свою студию Лена назвала «Нежно» не случайно. Это имя не только отражает ее мягкий характер, но и выражает гармонию природных форм, чувственную красоту тела. Это про бережное отношение к материалу и любовь к своему делу, по словам самой Лены. Слушаем Лену:
О керамике
Я достаточно рано поняла, что мне важно создавать что-то своими руками и начала пробовать себя в разных сферах. Сейчас остановилась на работе с глиной. Я люблю этот материал за многообразие возможностей, которые он дает и за процесс: с глиной невероятно приятно работать. Например, когда я пробовала работать с бетоном, который обычно льют, я была лишена моего любимого этапа — поиска формы. Мне нравится вылепливать форму именно руками, поэтому я не работаю за гончарным кругом и не использую литье.
О вдохновении
Меня вдохновляют мастера прошлого века: архитекторы, скульпторы, дизайнеры 30-60-х. Наиболее мне близка эстетика модернизма. Внимательность к форме, деталям и при этом отсутствие излишних украшательств. Обычно происходит так, что я влюбляюсь в какой-то объект, предмет искусства или архитектуру здания и начинаю искать информацию про автора, чтобы разобраться, каким он был, как сложилась его судьба, что повлияло на его творчество. Ужасно интересно узнавать больше о жизни талантливого человека, чтобы хоть чуточку приблизиться к его пониманию мира.
Список личностей, которые меня вдохновляют велик, но вот, например, некоторые из них: художница Джорджия О’Кифф, Эйлин Грей, которая занималась
архитектурой и дизайном, Марианна Брандт, представительница Баухауса, и
Исаму Ногучи, американский скульптор и дизайнер. У всех у них был собственный взгляд и стиль, которые они проявляли во всем, к чему прикасались. Например, Исаму Ногучи был скульптором, предметным дизайнером, разрабатывал городские пространства, продумывал театральные декорации и костюмы. И во всем этом был гениален. Это не может не вдохновлять.
О философии эссенциализма, которую Лена разделяет
Мне однажды подарили книгу « Эссенциализм. Путь к простоте» . Если коротко, то она о том, как выбирать меньшее, но лучшее. Не пытаться все успеть, а выбрать только значимое. Она затрагивает все области: начиная с того, как избавиться от ненужных вещей, и до того, как принимать важные решения в своей жизни.
Эти принципы отражаются и в моей работе. Создавая скульптуры, в поисках простой чистой формы, я отсекаю все лишнее. Именно так рождается что-то наполненное чувством спокойствия и внутренней уверенностью.
О самом сложном в работе
Самое сложное — помнить, что не все зависит от тебя. Глина очень капризный материал. Брак может появиться на любом этапе работы даже у самых опытных мастеров. А когда работа закончена, велик риск, что неаккуратные курьеры разобьют хрупкий предмет. Поэтому говорят, что у керамистов железные нервы.
О таланте
Конечно, бывают счастливчики с врожденными или с заложенными в раннем детстве способностями. Но я думаю, что врожденный талант абсолютно не гарантирует успеха в будущем. Я разделяю позицию, отраженную в книге « Гибкое сознание» , где говорится, что талант в чем-то может даже помешать. Я, кстати, читая эту книгу, узнала в ней себя. Учителя и родители с детства говорили мне, что у меня талант к рисованию. И я была убеждена, что у меня получается, потому что мне от природы это дано. Но в какой-то момент получаться перестало и я забросила рисование. Если бы учителя хвалили меня за усердие и меньше фокусировались на врожденном таланте, возможно я бы осознала, что все зависит от моих стараний.
О редких экспериментах с одеждой
Мне интересны многие направления. Конечно, хочется браться за все и сразу. Но сейчас решила не распылять свое внимание и сосредоточиться на керамике. Думаю, что позже вернусь к одежде, но вряд ли это будет полноценная линейка одежды. Скорее какие-то отдельные элементы, в которых я смогу проявить стиль « Нежно» .
Лена Козлова , основательница марки Por Farfor
Лена окончила Британскую высшую школу дизайна как иллюстратор, и еще тогда иногда делала скульптуры и экспериментировала с керамикой. А позже полюбила этот материал и училась работать с ним самостоятельно по видеоурокам и на курсе «Жгут и пласт» у Милы Хацук. Лена не только делает керамическую посуду и аксессуары, но и занимается преподаванием и рисует зины. Еще у Лены есть пес Лён с самыми выразительными бровями на свете, а живет она в своем подмосковном доме, так что в аккаунте много загородной пасторали и прогулок с четвероногим другом. Рассказывает Лена:
О керамике и иллюстрации
Я все меньше беру заказов и стараюсь продавать готовые придуманные мной вещи. В керамике отсутствие правок намного проще контролировать и мне нравится уходить от варианта творческого сотрудничества с клиентом в сторону самостоятельного принятия решений (иногда, конечно, бывают исключения для друзей и людей, которые мне очень нравятся). Сейчас керамика — моя работа, а иллюстрация — дело, от которого мой доход не зависит. И я заметила, что в таком раскладе рисование стало стопроцентным удовольствием на каждом этапе. С керамикой, конечно, не совсем так — много рутины и есть на подкорке мысль об успешности продукта и том, что нужно его продать. Но хорошо, что можно переключаться и не задалбывать себя этим.
О сложностях в работе
Для меня — все бытовое и техническое, плюс сроки. Мне очень сложно дается смена материалов, потому что нужно к новой керамической массе подобрать подходящую глазурь, и все это отработать, прежде чем массово делать изделия, иначе будет брак. И как эксперимент — это может быть прикольным, но как данность, с которой нужно справиться, если, например, производитель поменял состав глины — это просто ад. Короче я совсем не техник, но стараюсь.
О зинах (любительских малотиражных изданиях на любую тему)
У нас прекрасное комьюнити иллюстраторов, очень поддерживающее и дружное, много маркетов (не прямо сейчас, конечно, но вне пандемии да), постепенно можно увидеть рост цен на рынке и что люди готовы и понимают, почему картинки столько стоят. Еще есть классные инициативы, в которых могут участвовать иллюстраторы — вот выпускается журнал « Бредень» у «Акулки », очень их люблю.
О вдохновении
У нас с подружками есть телеграм-канал «ВДОХ ». Там мы собираем свое вдохновение. Думаю, я не буду оригинальной, если любимыми творцами назову Матисса и Ротко. Но, кажется, вдохновение часто не линейно, это скорее накопленные образы и мысли, которые как-то взаимодействуют и создают новое через тебя. Сейчас я обращаю внимание на тему старого американского цирка, таро, всякую наивную керамику, странные костюмы и маски. Еще меня вдохновляет всякое искажение и поиск чего-то на пике красоты и уродства.
О таланте
Мне кажется, талант может быть врожденным, но это вообще не определяет человека как творца. То есть существует какой-то свод характеристик, который облегчает переработку всего, что вокруг, но в основном все зависит от насмотренности, стремления и работы, то есть физической наработки навыка. И способности анализировать (что тоже нарабатывается).
О планах на будущее
Мне нравится себя считать мейкером, не керамисткой. Я люблю разные техники ручного труда и хочу их по-разному интегрировать в работу. Сейчас я делаю керамические флажки — брать вещь в очень конкретном материале и переиначивать ее в другом, может быть даже не подходящем, кажется захватывающим процессом. В планах вышивки и совмещение керамики с пряжей (в своем дипломном проекте я как раз с этим экспериментировала, хочется вернуться к этому). Еще хочется попробовать какую-то арт-тему, сделать выставку объектов, но не могу пока понять, как обстоят дела с отношением к похожим вещам. Но как пойму – расскажу (смеется).
Катя Матвеева , основательница марки «Вазаневаза»
Три года назад, в канун Нового года, Катя подыскивала подарки для друзей и родственников. Почти отчаявшись, она решила, что нужно сделать что-то красивое и практичное своими руками. Так она заказала свою первую партию глины, несколько банок ангобов (красок для росписи) и сделала первые тарелки на своем кухонном столе. Подарки всем понравились, а Катя увлеклась керамикой. Слушаем Катю:
О керамике
Меня невероятно удивил факт, что из бесформенного мягкого куска глины ты, своими руками, можешь создать все что угодно. Долговечное, прочное, функциональное и красивое. И это чувство удивления не проходит до сих пор.
Почти два года я работала на своей кухне: лепила, расписывала, покрывала глазурями. На обжиг отвозила в одну из ближайших керамических студий. Я уволилась из офиса (по образованию я экономист, работала аналитиком), купила наконец свою муфельную печь и организовала студию, в которой сейчас и работаю.
Главный для меня критерий — работы должны хорошо смотреться в моем доме. Если мне нравится результат, хочется оставить себе, то я довольна. Можно сказать, что каждую «Вазуневазу» я создаю для самой себя. Задача для меня на ближайшее время — хочу, чтобы моя керамика стала более дерзкой, хулиганской и элегантной одновременно.
О вдохновении
Меня вдохновляют очень простые вещи: люди, эмоции, женское тело, татуировки и те истории, которые они скрывают, музыка, яркие национальные костюмы цветы и украшения. Поэтому среди моих керамических персонажей можно встретить и Фриду Кало, и Майора Тома, и восточных красавиц в богатых нарядах, и брутальных татуированных парней. А иногда даже Человека-брокколи!
Я не ищу вдохновения специально, а просто прихожу в студию и работаю каждый день. У меня всегда с собой блокнот, куда я записываю или зарисовываю даже самые глупые идеи. Многое так и остается в виде записей и рисунков, к чему-то я возвращаюсь через год, воплощая в керамике.
О таланте
Я абсолютно уверена, что у разных людей — разные предрасположенности к тому или другому виду деятельности, разные таланты. Да, это врожденное качество. Классно, если удается «отследить» круг интересов в детстве и направить ребенка в нужное русло. Я наблюдаю за своими детьми и вижу, насколько они разные, хоть и растут в одной среде. И хотя талант — бесспорное преимущество, но на нем одном далеко не уедешь, упорный труд никто не отменял.
О сложностях в работе
Самое сложное — административные дела. Мне нравятся в керамике абсолютно все процессы и их многообразие — никогда не становится скучно. Но есть рутина, от которой я с удовольствием отказалась бы: упаковка и отправка, бумажки и счета, пополнение интернет-магазина, возможно, частично ведение моего аккаунта в инстаграм. Перед Новым годом я очень пожалела, что у меня нет помощника. Думаю, в 2021 я наконец делегирую часть административных дел.
3 совета начинающим
1. Верьте себе и больше доверяйте. Не старайтесь повторить чью-то историю. И никогда не копируйте чужих работ!
2. Много работайте над саморазвитием: учитесь, пробуйте новое, ищите свой путь. Не бросайте, если кажется, что тяжело или не приносит финансовой выгоды (если, конечно, чувствуете, что «горите» творчеством).
3. Маленькие шаги ведут к большим результатам. Двигаться к своей цели нужно ежедневно. Чтобы знать, как двигаться и главное, куда — составляйте планы. На 5 лет (пусть это будет план-мечта), на год (амбициозный, но реалистичный), на месяц (конкретные цифры и результаты) и на неделю (список дел, которые просто нужно выполнить). Вроде банальная вещь и совсем не творческая, но вы удивитесь, как это здорово работает.
Анастасия Луговская , основательница марки «Я домой»
Анастасия давно заинтересовалась керамикой. Начала с того, что сохраняла картинки в Pinterest с понравившимися работами и была уверена, что однажды будет делать нечто подобное. Свои первые шаги в керамике Анастасия начала делать в @clay.service, а первый фарфор продала недавно — осенью 2020 года. Теперь это настоящая работа, которую девушка очень любит. А марка так называется, потому что дом — самое важное, по словам Анастасии, и она надеется, что ее фарфор поможет всем его владельцам возвращаться домой с большим удовольствием. Рассказывает Анастасия:
О лепке и фотографии
Я много лет работала фотографом, сейчас же снимаю совсем редко. Бесконечные съемки свадеб, а в последний год еще и множество выпускных альбомов привели меня к сильному выгоранию в этой профессии. Сейчас я восстановилась и фотографирую редко, но в удовольствие. Керамика же меня привлекает тем, что я почти никогда не работаю под заказ. Я делаю то, что хочу, а люди покупают уже готовый продукт.
О вдохновении
Как ни банально, меня вдохновляют люди. Люди из совершенно разных сфер, которые добиваются поставленных целей, развиваются в разных направлениях и любят то, что делают. Во вдохновении такого рода очень помогает интернет. Нужно просто смотреть на тех, кто близок тебе по духу.
О сложностях в работе
Ответ «ходить на почту» принимается? (Смеется. ) Кроме шуток, процесс упаковки и отправки и правда утомительный. Думаю, когда у меня будет много заказов, я непременно найму человека, которому делегирую эту часть работы.
О костяном фарфоре
Фарфор — это тоже глина. Когда в начале 2020 я пошла учиться керамике, я изначально понимала, что буду работать с фарфором, просто потому что фабрика, где я училась, специализируется на фарфоровой посуде. Костяной фарфор Bone China мне порекомендовали так как он имеет совершенно прекрасный белоснежный оттенок.
О таланте
Мне не очень нравится слово «талант», я предпочитаю называть это способностями. Я убеждена, что у ряда людей есть способности к тому или иному виду деятельности, и иногда это проявляется с самого детства. Но если таких ярко выраженных способностей не наблюдается, их совершенно точно можно развить. Главное — слушать себя и действовать согласно тому, что услышал.