Найти тему

Мое первое Забугорье. День десятый. Замок вечной любви и немного злости

Сразу после завтрака нас повезли в замок местной знаменитости - венгерского скульптора и художника Евгения Бори, который называется "Замок вечной любви". По рассказам этот замок он построил сам с помощью жены, которую безумно любил, и нескольких крестьян. Но я полагаю, что он вложил в него еще и приличные личные сбережения, ибо такой замок не построишь столь небольшим коллективом.

Замок Евгения Бори
Замок Евгения Бори

Нам сообщили, что замок является частным имуществом и сейчас в нем живут потомки того художника, причем немалая доля денежных поступлений от просмотра экскурсантами достопримечательностей замка идет в их карманы. Но за это в их обязанности входит содержание в замке музея, ремонт здания и уход за садом, что требует немалых трудов и средств. Но все равно я не могу себе представить, чтобы у нас в Союзе потомки пусть даже самой большой знаменитости жили в собственном замке с башнями и бойницами и собирали мзду с его посетителей.
Мы осмотрели сам замок и погуляли в его саду. Там нам сообщили, что все садовые скульптуры и лепные украшения сделаны руками самого художника и его жены. И все картины на стенах замка тоже нарисованы им самим.

-2

Красиво там, конечно, очень. На многих картинах изображены члены семьи Бори, а с умерших сделаны посмертные маски и возле каждой гробницы стоит скульптура умершего. Еще в том саду мы увидели каменную плиту с красной звездой на фоне белого креста. Нам рассказали, что когда Будапешт освобождали от фашистов, в этом замке шел жестокий бой и один советский солдат, сраженный пулей, упал с высокой башни на это место. В память о нем Бори изготовил этот памятник, а поскольку сам он был глубоко верующим, не смог удержаться от изображения креста.
По высокой и очень узкой лестнице мы поднялись на смотровую площадку в одной из башен замка и оттуда увидели панораму всего Секешфехервара. Высота там была такая, что при взгляде вниз у меня от страха ослабели ноги.

Смотровая башня в замке
Смотровая башня в замке
Вид со смотровой площадки
Вид со смотровой площадки

Потом мы сфотографировались под огромным стальным мечом длиной в 4 метра, висевшем на тяжелой ржавой цепи. Если бы он в тот момент упал, от нас осталось бы мокрое место. Нам показали неразорвавшиеся снаряды, которыми фашисты обстреливали замок, - позже эти снаряды хозяин поставил в саду в качестве своеобразных памятников прошлого.

Стальной меч на ржавой цепи в замке
Стальной меч на ржавой цепи в замке

Вернувшись в гостиницу, мы немного погуляли с гидом по городу и разбрелись по магазинам. Я набрела на книжный и, будучи помешанной на книгах, как многие советские читатели, купила там повести Тендрякова, детектив «Ночь на хуторе Межани», зарубежную фантастику «Братья по разуму», повесть «За неделю от отпуска» и детектив «Убийство не раскрыто» про работу лондонской полиции. И все это богатство стоила всего 90 форинтов, т.е. на наши деньги 5 рублей с копейками. Поройся я там подольше, может, этим не ограничилась бы, но пора было на обед. И, кроме того, одна девушка сказала мне, что рядом с нашей гостиницей есть еще один хороший книжный магазин, в котором есть много книг на русском языке. Тут меня отыскала Татьяна, и мы побежали в гостиницу.
После обеда я намылилась в этот соседний книжный, но произошел облом: оказалось что сегодня суббота и все магазины закрылись в час дня. Мы немного расстроились, но потом решили, что возьмем свое в Будапеште. Тут наш шеф напомнил, что из страны запрещено вывозить пластинки, магнитофонные ленты и спиртные напитки. Все огорченно промолчали, а я простилась с презентами Толику, поскольку на более дорогие подарки у меня уже не оставалось денег. Затем нас повезли осматривать развалины какого-то древнеримского города, построенного в пятом веке нашей эры и почему-то оказавшегося в Венгрии. Самое интересное, что уже тогда у жителей этого города был водопровод и даже паровое отопление. Мы осмотрели довольно скучные развалины и решили, что две экскурсии в день - занятие слишком утомительное.

Развалины древнеримского города
Развалины древнеримского города

В гостиницу мы вернулись на полусогнутых. Только прилегли отдохнуть перед ужином, как раздался звонок. Татьяна подняла трубку и сказала, что просят меня. Какой-то баритон сообщил мне, что он мой товарищ по группе, сам из Кемерова, и что я ему очень понравилась еще в Шиофоке. И потому он просит меня прогуляться с ним сейчас по городу, и он ждет меня с букетом цветов возле универмага. И умоляет ему не отказать. Я сначала опешила от этого признания, но потом, поразмыслив, решила, что меня разыгрывают. Татьяна, обожающая подобные приключения, пришла в восторг и стала умолять меня пойти с ней на это свидание. На что я ответила, что пока в своем уме и сходить с него не собираюсь.
После ужина Танька, как всегда, умотала на очередную гулянку, а я с наслаждением углубилась в купленный детектив. На самом интересном месте, когда был обнаружен первый труп, я услышала, что кто-то с обратной стороны вставил в нашу дверь ключ и явно собирается ее открыть. Но, поскольку с моей стороны там тоже торчал ключ, то у него ничего не получалось.
Я, конечно, вскочила и заорала: «Кто там дурью мается? Щас охрану позову!» А у самой душа в пятках. Звукоизоляция здесь идеальная, кричи-не кричи - никто не услышит. В ответ - тишина. Я подождала-подождала - ничего не происходит. Только успокоилась и углубилась в чтение - слышу: опять ковыряют замок. Я снова заорала, что сейчас милицию позову. В ответ незнакомый мужской голос: «Извините, мы ошиблись номером». А номер на нашей двери изображен аршинными цифрами. Подождала - вроде бы ушли.
Только легла - стук в дверь. Я опять завопила: «Да когда же прекратится это свинство?». А сама чувствую, что уже так разозлилась, что совершенно перестала бояться и готова выскочить в коридор, чтобы разобраться с этими придурками. И тут слышу изумленный голос доцента из нашего института: «Ирочка, что с вами? Это я, Александр Сергеевич, пришел на ваши книжки посмотреть». Я, конечно, его впустила и с перепугу даже забыла запереть дверь. Рассказала о приключении с замкОм, а он посмеялся над моими страхами и говорит: «Думаю, это кто-то из наших молодых людей развлекается. Их сильно раздражает, что вы на них внимания не обращаете и не гуляете по вечерам». Тут пришла Татьяна, и ему пришлось уйти. И мы, наконец, улеглись спать.