Найти тему
По секрету

Трудно сказать «нет»?

Как часто нам хочется быть лучше, чем мы есть на самом деле. Например, на работе. Коллега просит доделать за неё отчет. Как можно отказать? А вдруг она подумает, что я не хочу вникнуть в её проблемы, помочь ей, что я бессердечный человек. И, несмотря на то, что и своя работа не доделана, уныло доделываю её работу. В следующий раз ситуация повторяется. Благодарности уже нет (да и в первый раз не так уж благодарили). А затем, и другим сотрудникам кажется, что я должна помогать в их работе (хотя это не входит в мои должностные обязанности).

Фото автора
Фото автора

Знакомая ситуация? А эта коллега (с которой даже не связывают теплые дружеские отношения) опаздывала в парикмахерскую! Важно для женщины (да ещё с неустроенной семейной жизнью), важно. А смогла ли она справиться самостоятельно? Да! Два пути решения: либо перенести поход к мастеру, либо перенести работу (например, взять отчет домой). Взрослый человек должен решать свои проблемы самостоятельно.

А все-таки после отказа, даже твердого «нет» немного что-то скребет на душе, остается неприятное чувство. Я же могла, а не помогла. Каждый взрослый человек эту дилемму решает для себя сам. Только помните, если вы соглашаетесь ВСЕГДА, то ваш отказ (чего это вдруг?) воспримется как бунт. Что случилось? И в какой-то степени, вы окажете медвежью услугу, на вас уже «надеются» в любой ситуации. Нужно ли в кафе посидеть с подругой (можно перенести посиделки), успеть ли на интересный фильм по телевизору (можно посмотреть в записи), купить новую сумку (шопинг можно устроить в выходной день). Поводов каждый человек, даже не имея бурную фантазию, может найти сотню!

Если хотите быть вежливым и приятным, уважаемым сотрудником, можно пойти другим путем. Не сплетничать (даже если очень хочется). Я всегда думала, что сплетни и болтовня - удел женского пола. Если бы вы слышали о чем говорят мужчины!

Давать советы только тогда, когда вас об этом просят. Делать ответственно свою работу (не перекладывая на другого человека). Не жаловаться начальству на промахи своих коллег (лучше найдите недостатки в своей работе и исправьте их). Не жалуйтесь постоянно на низкую зарплату, плохое настроение, самочувствие (к этому тоже привыкают и ситуация начинает раздражать). Как ни странно, но и постоянное разглагольствование о собственных успехах, как правило раздражает ещё больше. У меня нет денег даже на новое платье, а ты меняешь работающий телефон на супер-модель? У меня дети опять принесли кучу двоек-троек из школы, а у тебя дети отличники-медалисты? У меня не хватает денег на обычные продукты к обеду (который буду готовить после работы на старенькой плите), а тебя ОПЯТЬ пригласили в дорогой ресторан? Люди, как правило завистливы, не дергайте за «болезненные» ниточки.

Конечно, хорошо, когда есть человек, на которого можно положиться в трудной ситуации. В жизни всяко бывает! Поэтому, если о помощи вас попросили в такой неординарной, непредвиденной ситуации, не отказывайте. А если говорите «нет», то делайте это уверенно, и в это же время, чётко обозначьте обстоятельства, по которым вы не в состоянии помочь именно в этот день. Например, я готова помочь, но «мне нужно забрать дочку из сада», или «у меня важная деловая встреча с клиентом» и т. д. Так отказ любому человеку перенести легче и понятнее.

И помните хорошую пословицу «долг платежом красен», отголосок «как аукнется», или «относитесь к другим так, как бы вы хотели чтобы относились бы к вам».

Умейте и себе сказать «нет».